Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, "первый
профессионал книги" - как его называют специалисты. Его пример - другим
наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не
только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.
Иван Билибин. Портрет работы Кустодиева
Театральный оформитель,
преподаватель Академии художеств, Иван Билибин (1876-1942) создал неповторимый
авторский стиль, который позже назвали «билибинским». Работы художника
отличало обилие орнаментов и узоров, сказочность образов при точном
следовании историческому облику русского костюма и предметов быта.
Первую иллюстрацию Билибин нарисовал еще в 1899 году к «Сказке об
Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». На протяжении сорока лет
художник обращался к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки
жили и на страницах детских книг, и на театральных площадках Петербурга,
Праги, Парижа.
Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке Иллюстрация к Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке
Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин
предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета
Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно самозабвенно
изучал рисунок, графику, живопись, будучи вольнослушателем в мастерской
И. Е. Репина в Академии Художеств. Вскоре за Иваном Билибиным
утвердилась слава первого на Руси художника книги. Русской сказочной
теме художник посвятил все свое творчество.
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная
Белый всадник. Сказка Василиса Прекрасная
Он много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал
русское народное и декоративное искусство. В самом начале двадцатого
века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал
Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году
отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого
царства». Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент,
крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу,
лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и
фотографировал памятники деревянного зодчества.
Увлечение Билибина старинным русским искусством впоследствии получило
отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после
поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало
создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о
золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. Роскошные
царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями.
В 1904 году Иван Билибин
заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, оформив
для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н.А.
Римского-Корсакова. Позже Билибин нарисовав эскизы русских костюмов к
опере Мусорского «Борис Годунов», он создал эскизы костюмов и декораций к
знаменитой постановке опер Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Царь
Салтан». В его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван
Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей.
Мы
знаем Ивана Билибина как великого художника, иллюстратора русских
сказок. Но мало кто знает, что Билибин занимался и фотографией. Как
известно, в своих работах художник вдохновлялся Русским Севером. В 1903
году Билибин по заданию Русского музея совершил путешествие в
Вологодскую и Олонецкой губернии, чтобы сделать снимки шедевров
деревянного зодчества http://cyrillitsa.ru/past/20015-ivan-bilibin.html
Немногие знают, что
Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод
минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось
«Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно
этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич
Билибин.
Революция 1917 г. нарушила планы художника. Осенью он
уехал из Петрограда в Крым, затем в Новороссийск, а в начале 1920 г. ему
удалось добраться до Египта.
Жил сначала в Александрии, затем
переехал в Каир, где и прожил до августа 1925 г. В Египте Билибин вновь
возвращается к оформлению спектаклей - работает с балетной труппой Анны
Павловой, сделал несколько проектов иконостасов для православных церквей
в Египте. В декабре 1924 г. в Александрии, состоялась его персональная
выставка.
В 1925 г. И.Я. Билибин переезжает в Париж, где создает
иллюстрации к французским переводам русских сказок. В 1932 г. в Париже
выходят в свет «Сказки ужихи» Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина.
В Париж он много работает занимается оформлением спектаклей, среди
которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане»
(1928) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис
Годунов» М. П. Мусоргского (1931).
Тоска по родине перевешивает
интересную работу в Париже - в 1936 г. он вместе с женой и сыном на теплоходе «Ладога»
возвращается из эмиграции в Россию (теперь уже СССР).
В Ленинграде Билибин стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, уже в 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук.
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах здания этого ВУЗа; его называли «профессорский дот». В ужасных условиях блокады художники выживали с большим трудом, но Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию.
В его жизни было многое: невероятный успех, эмиграция, жизнь в
Египте и в Париже, два неудавшихся брака, несчастная любовь и совершенно
неожиданный брак, который спас его от гибели, а в конце — возвращение
на родину и смерть в блокадном Ленинграде.
Иван Яковлевич умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии
художеств. Последней работой знаменитого художника стала
подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Его жена - Шурочка Щекатихина-Потоцкая, хрупкая и отважная женщина, бесстрашно кинувшаяся в водоворот судьбы,слегшая с воспалением легких, не смогла побыть с мужем в его последние минуты.
Художник был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Ивана Яковлевича привлекала в женщинах не только красота, но и творческое начало, желание спутницы жизни реализовать собственный потенциал.
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкаяпережила блокаду, после войны продолжала расписывать керамику на Государственном фарфоровом заводе, обращаясь к древнерусским героическим сюжетам. В ходе очередной «чистки» рядов Союз художников обвинил Щекатихину в излишней народности, в отсутствии принципов соцреализма в искусстве. Художница заболела, в 1953 году она вышла на пенсию, а два
года спустя в Ленинграде прошла ее первая персональная выставка.
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая ушла из жизни в 1967 году, пережив мужа на четверть века.
Братское захоронение, где покоится великий русский художник И.Я. Билибин
Оставшиеся после смерти художника многочисленные картины и иллюстрации находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее.
Источник: https://julia-f.livejournal.com/48254.html https://artchive.ru/publications/4331~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Ivan_Bilibin_i_Shurochka_SCHekatikhinaPototskaja
|