Мать,
бизнес-леди, убийца- это все она, Васса Железнова, самая знаменитая из
горьковских героинь. Режиссеры и актрисы находили в образе Вассы всё
новые и новые грани, мысли и чувства, рвущие на куски тонкую зрительскую
душу. В год юбилея одной из самых известных пьес Горького рассказываем
нашим внимательным читателям о нижегородской пароходовладелице, купчихе
Марии Капитоновне Кашиной, ставшей протототипом Вассы Железновой.
Мария Капитоновна Кашина (1855 - 1916)
Нижний Новгород. Предприниматель, пароходовладелец.
В
первом варианте пьесы двое из троих детей героини названы именами
реальных детей Кашиной – Анной и Павлом. Во второй, поздней и более
знаменитой версии пьесы, Горький использовал реальную биографическую
историю Кашиной. Её муж, известный в России судовладелец Михаил
Матвеевич Кашин, так же, как и муж горьковской героини, был привлечён к
следствию по обвинению в растлении малолетних. И так же, как и
литературный герой, он не дожил до суда, скоропостижно скончавшись от
непонятной болезни. Правда, нет никаких сведений о том, что его отравила
жена.
История успеха и падения семьи Кашиных поистине
удивительна. Муж Марии Капитоновны, Михаил Кашин, был выходцем из
крестьян. Его отец умудрился скопить приличную сумму денег, получив
которую в наследство, молодой предприимчивый юноша сразу же пустил в
оборот и вскоре обзавёлся первым пароходом. Удачные сделки шли одна за
другой, и в 1870-х годах он прибыл в Нижний Новгород уже на собственном
пассажирском пароходе со звучным названием «Аввакум». Пароход
осуществлял рейсы между Нижним и Пучежем, ходил и в другие города. Кашин
совмещал должности капитана и приказчика на собственном судне. За 20
лет из крестьянина он смог стать купцом первой гильдии, владельцем
флотилии пароходов. Один из пароходов носил имя его молодой жены –
«Мария».
Мария во всём поддерживала мужа и сама работала на
пароходе – сначала кассиром, а потом и ревизором. Вскоре умная,
энергичная супруга познала все тонкости пароходного дела и стала
настоящим компаньоном и советчиком мужа, решая вместе с ним все деловые
вопросы. После смерти мужа Кашина сама занялась делами и возглавила
пароходство. Её железная хватка позволила ей не сломиться в трагической
ситуации. Напротив, мобилизовав свою волю, купеческую смекалку, связи
она возглавила пароходство и сумела расширить дело.
За несколько
лет Мария Капитоновна пополнила флот новыми пароходами, разработала
новые торговые маршруты по Оке и Волге, Каме. Пароходство имело
ежедневную линию Рыбинск – Казань и четыре отправления в неделю между
Казанью и Пермью, которые обслуживали восемь первоклассных пароходов.
Некоторых
неприятно поражала суровость, даже грубость судовладелицы. Однако
Кашина удивляла других пароходовладельцев своей предприимчивостью,
решительностью и умением просчитывать возможные сделки на несколько
ходов вперёд. Мужской склад ума позволил Марии Капитоновне стать дамой
известной и уважаемой на Нижегородской земле. Полного расцвета её
пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и
Волге.
Но ничто не бывает вечным, особенно успех. Увы, дети
Кашиной, как и у горьковской Вассы, не имели склонности к бизнесу, и
после нескольких удачных лет дела пошли не так хорошо, как раньше. В
итоге Кашина обанкротилась и заложила пароходы. Три парохода, в том
числе и связанные с памятью мужа, «Мария» и «Аввакум», были описаны за
недоимки. Вскоре она лишилась и остальных. Суда были проданы фирме
«Кавказ и Меркурий» и «Восточному обществу». В 1913 году Кашина, не
справившись с сильными конкурентами, была вынуждена продать своё
предприятие более чем за 1 миллион 300 тысяч рублей. Так завершилась
история пароходства Кашиной.
После этого события персональных
частных компаний на Волге и Каме больше не осталось. Пришло время
коллективно-акционерной собственности. Мария Капитоновна Кашина прожила
еще три года и умерла в сентябре 1916 года в возрасте 59-и лет, пережив
своего мужа почти на 20 лет. Похоронены Кашины на Крестовоздвиженском
кладбище, могилы их не сохранились.
После Октябрьской
революции и национализации флота все старые суда получили новые имена.
Сегодня о былом величии Кашиных может рассказать лишь их особняк на
улице Ильинской, в Нижнем Новгороде и две пьесы о железной Вассе,
написанные Горьким.
Пьеса рассказывает о жизни Вассы
Железновой, богатой судовладелицы. Она и ее старший брат Прохор
Борисович - наследники известного купеческого рода Храповых. Когда-то
юная Васса полюбила красавца капитана Железнова. Жених был старше ее на
18 лет, обладал неспокойным, агрессивным нравом, но Васса, натура
волевая и властная, настояла на своём выборе перед роднёй и вышла за
него замуж.
Размеренное течение жизни Вассы нарушает неожиданный
приезд из-за границы невестки Рашель. Сын Вассы, Фёдор, тяжело болен и
умирает за границей. Рашель приехала забрать сына Николая, который живёт
с Вассой. Внук Коля — надежда Вассы, её основной наследник, именно ему
она собирается передать компанию. Рашель — революционерка, её
разыскивает полиция. Васса угрожает Рашель выдачей жандармам, обещает
отступить в обмен на отказ от притязаний на Колю.
Пытаясь спасти
честь семьи, Васса идёт на преступление и отравляет своего мужа,
замешанного в совращении несовершеннолетней девочки. Сергею Петровичу
грозила каторга, которая несмываемым пятном легла бы на репутацию Вассы.
С этого момента семья и жизнь Вассы начинают рушиться. Становится
известным о беременности горничной Лизы от брата Вассы, Прохора
Борисовича. Не выдержав позора, Лиза кончает с собой, повесившись в
бане.
Васса, несмотря на силу своего характера, глубоко страдает.
Она любит своих детей, но сознает, что её дети — неудачники. Фёдор
умирает, Наталья спивается, Людмила не от мира сего.
Васса неожиданно умирает. Её смерть принимается семьёй равнодушно, и только дочь Людмила оплакивает мать.
Источник:
https://vk.com/wall-32913078_7884