«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это — наши слёзы, это — наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Антон Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1988-1939) - величайший педагог-практик, замечательный
писатель и тонкий знаток подростковой психологии, получил всемирное
признание за свою "систему перевоспитания" трудных детей. Спустя полвека
после смерти он был назван ЮНЕСКО одним из четырех
столпов (вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией
Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке.
Во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации. В
Германии для изучения его наследия создана лаборатория «Макаренко —
реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в
Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в
управлении корпорациями.

Свою трудовую биографию Макаренко начал в одной из школ
Крюкова. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся
знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон стал студентом
Полтавского учительского института. Одновременно с учебой педагог
пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое свое
произведение – рассказ «Глупый день» Антон отправил писателю Максиму
Горькому. Горькому рассказ не понравился, и он
безжалостно раскритиковал молодого автора. После такой негативной оценки
своего труда Макаренко отбросил идею написания книг, и не притрагивался
к перу на протяжении тринадцати лет. Однако на отношения с Максимом
Горьким это не повлияло, Антон поддерживал их всю свою жизнь. Вскоре
у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей,
которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села
Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой
состояла в том, что из трудных подростков формировались группы,
занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на
эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там
избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из
воспитанников, но за это лишился должности. 
С новой работой Макаренко помог Максим Горький.
Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от
Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться
литературным творчеством. В этой колонии Антон Макаренко установил те же порядки, что и
в прежней. Он приложил максимум усилий, чтобы наладить производство
фотоаппаратов «ФЭД», этим занимались трудные подростки. Одновременно с
руководством колонией Макаренко засел за написание книг, и вскоре
представил на суд читателей три своих произведения – «Марш 30 года»,
«ФД-1», «Педагогическую поэму». Власти очень пристально
следили за деятельностью педагога, и вскоре его преподавательские
эксперименты были прекращены. Антон Макаренко получил новое назначение,
он отправился в Киев, чтобы занять кресло помощника начальника трудовых
колоний. Макаренко
понял, что заниматься педагогической деятельностью ему уже не дадут,
поэтому сосредоточился на литературном поприще. После выхода
«Педагогической поэмы» Антона приняли в Союз писателей СССР. Чрез год на
него прислали анонимку, в которой утверждалось, что педагог критикует Иосифа Сталина. Бывшие сослуживцы успели предупредить Макаренко, и он в срочном порядке уезжает в Москву. Антон по-прежнему пишет книги. Своё 50-летие он встретил «в полном расцвете творческих сил». У него было много грандиозных планов и интересных замыслов: комедия о внимании к человеку, исторический роман о временах Владимира Мономаха и уже начатый роман о современниках «Пути поколения». Но этим планам не суждено было сбыться. Евгений Балабанович, автор официальной биографии Макаренко, опубликованной в 1951 году, писал: «1 апреля 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошел в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только: «Я писатель Макаренко», — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы».
Источник:https://vk.com/@bibl.makeevschool95-anton-semenovich-makarenko
Литература: - Антон Семенович Макаренко : к 90-летию со дня рождения :
краткие методические рекомендации / Акад. пед. наук СССР ; Гос. науч.
пед. б-ка им. К. Д. Ушинского ; сост. М. Н. Михайлова. – Москва : ГНПБ им.
К. Д. Ушинского, 1978. - 19 с.
- Богуславский, М. В. Творческое
восприятие педагогами Италии воспитательной системы А.С. Макаренко / М.
В. Богуславский, Э. Меттини // Народное образование. - 2021. - № 3. - С.
140-152. - (Технология и практика воспитания).
- Костелянец, Б. О. "Педагогическая поэма" А. С. Макаренко / Б. О.
Костелянец. - Ленинград : Художественная литература, 1977. - 112 с. -
(Массовая
историко-литературная библиотека).
- Павлова, М. П.
Педагогическая система А. С. Макаренко и современность /
М. П. Павлова. - Москва : Высш. школа, 1980. - 287 с. - (Профпедагогика).
- Сеченков, Н. П. Отражение опыта дореволюционных воспитательных
учреждений в педагогической деятельности А. С. Макаренко / Н. П.
Сеченков, В. В. Терещенкова // Педагогика. - 2021. - № 9. - С. 108-115. -
(История школы и педагогики).
|