21
мая в России отмечают День полярника. Это праздник мужественных и
решительных людей, посвятивших свою жизнь изучению Арктики и Антарктики.
И пока учёные сидят по метеостанциям или дрейфуют на льдинах, исследуют
скупую, но живописную природу высоких широт, их работу, как кровеносная
система, обеспечивает полярная авиация.
Зарождение полярной авиации Полярная
авиация зародилась в России. И это редкий случай, когда никто из
иностранцев не претендует на пьедестал. В 1914 году в районе Новой Земли
на самолёте "Морис Фарман" Ян Нагурский и Евгений Кузнецов в поисках
пропавшей экспедиции Георгия Седова совершили первый полёт. В воздухе
они провели 4 часа 40 минут. Седова не нашли, но руководство страны
поняло эффективность нового транспорта. С 1924 года Борис Чухановский
начал регулярную работу авиаторов в Арктике, а с 1929 года полярные
лётчики стали обслуживать ежегодные Карские экспедиции по западной части
Северного морского пути. Развитие
арктических территорий нуждалось в большом числе пилотов. С 1930 года
они начали снабжать дрейфующие полярные станции "Северный полюс" ("СП") и
высокоширотные арктические экспедиции. С 1932 года самолёты
обеспечивали передвижение судов в восточном секторе Арктики (через
Берингов пролив в устье реки Колымы), а с конца 1930-х начата ледовая
разведка Северного морского пути и самолётами наземного базирования. Полярные
пилоты стали проводниками цивилизации для учёных и коренных жителей
Крайнего Севера. При любой погоде они доставляли еду, почту, последние
новости. Профессия
как нельзя лучше совпадала с идеологией Советской России. Про полярных
лётчиков сочиняли песни, их восхваляли газеты, а роман Вениамина
Каверина "Два капитана" вдохновил тысячи мальчишек пойти по пути
главного героя Сани Григорьева. В
1934 году полярные лётчики спасают экипаж парохода "Челюскин", который
раздавили арктические льды во время авантюрного похода по Северному
морскому пути. Это была первая масштабная спасательная операция в
истории: надо было найти пострадавших, сесть на льдину, забрать людей,
взлететь с людьми на борту, что значительно увеличивало вес самолета, и
сделать более двадцати вылетов. В
спецоперации, которая длилась 39 дней, участвовали семеро полярных
лётчиков: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков,
Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Всё
завершилось успешно, а пилотов удостоили звания "Герой Советского
Союза". Позднее
эти же люди защищали Родину во время Великой Отечественной войны.
Водопьянов, уже имеющий боевой опыт, принимал активное участие в боевых
действиях. Война закончилась, пилоты вернулись в Арктику. Началась новая страница в истории самого северного небесного флота. Источник: https://dzen.ru/a/Xsbjh29mpzQWMjJ9
Литература: - Аккуратов, В. И.
Лед и пепел : записки штурмана / В. И. Аккуратов. -
Москва : Современник, 1984. - 334 с. - (Память).
Худ. литература: - Каверин, В. А. Два капитана : роман / В. А. Каверин. - Москва : АСТ, 2014. - 622 с. - (Русская классика).
|