16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 105
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » История

Крейсер «Аврора»
17.11.2023, 20:41
75 лет назад крейсер «Аврора» встал в Ленинграде на вечную швартовку у Петроградской набережной.
 
17 ноября 1948 года легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора» был пришвартован у берега Большой Невки на вечную стоянку.

Сегодня этот корабль прежде всего воспринимается как символ революционных октябрьских событий 1917 года. Гораздо меньшее число людей вспомнит, что это еще и участник знаменитого Цусимского сражения в ходе Русско-японской войны. И уж только специалисты вспомнят об одной колоритной детали в образе легендарного корабля: само название его – наследие «старого режима». 

Имя древнегреческой богини зари перешло ему от парусного фрегата «Аврора», отличившегося при защите Петропавловска-Камчатского в период Крымской войны в августе 1854 года. Как и другие корабли, строившиеся в начале XX века, прежде всего крейсер предназначался для усиления флота на Дальнем Востоке.

Бронепалубный крейсер первого ранга был спущен на воду 11 мая 1900 года в Петербурге со стапелей казённой судоверфи «Новое Адмиралтейство».
Водоизмещение составило 6731 т, длина – 126,8 м, ширина – 16,8 м; эти характеристики корабль имеет и сегодня.

Официально в состав российского военно-морского флота он вошёл в 1903 году. Во время русско-японской войны «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершила переход из Балтики в Японское море и приняла участие в Цусимском сражении.

В Цусимском сражении в конце мая 1905 года «Аврора» попала под шквальный огонь японских противников, получила под два десятка попаданий, потеряла 15 человек убитыми, среди погибших был и капитан Евгений Егорьев. Лишь в 1906 году крейсер вернулся на Балтику.

В ночь с 25 октября (7 ноября) на 26 октября 1917 года крейсер по приказу Петроградского реввоенкомитета под руководством комиссара А. В. Белышева подошёл к Николаевскому мосту и обеспечил переход отрядов красной гвардии с Васильевского острова в центр города. Холостой выстрел с борта «Авроры» из носового орудия послужил сигналом к занятию революционными силами Зимнего дворца и низложению Временного правительства.

С начала двадцатых флагман революции функционировал как учебный корабль. На нем проходили практику курсанты, будущие военные моряки. Он даже снова совершил несколько заграничных плаваний.
 
В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. К началу войны крейсер уже не был способен на боевые походы, но послужил родине своими пушками. Девять 130-мм орудий были сняты с него в июле 1941 года и установлены на подступах к Ленинграду под Дудергофом, образовав отдельную артиллерийскую батарею А специального назначения Краснознаменного Балтийского флота. Десятое орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».
 
Сама же «Аврора» почти всю войну находилась в военном порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам.
В сентябре 1941 года боевые расчеты оставшихся на крейсере артиллерийских установок отражали ожесточенные налеты авиации противника. От попаданий вражеских снарядов и авиабомб корабль получил многочисленные подводные и надводные пробоины, в итоге экипажу пришлось посадить ее на грунт, а самому сойти на берег.
В сентябре 1944 года «Аврору» подняли и перевели для ремонта в Ленинград.
 
17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован на вечную стоянку у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища.
С этого же года крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея. «Аврора» – первый в нашей стране боевой корабль-музей.
 
В сентябре 2014 года легендарный крейсер был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, которые завершились в 2016 году, после чего он был возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
 
В течение всей советской эпохи 7 ноября был «красным днем календаря», то есть государственным праздником, который отмечали не только особым цветом в ежедневнике, но и обязательными демонстрациями трудящихся, проходившими в каждом городе страны.

Сейчас 7 ноября перестало быть праздником, но вошло в перечень памятных дат, поскольку довольно сложно отрицать значение этой даты в истории страны.
 
Источник:
https://vk.com/wall-156568278_7444
https://vk.com/wall-156568278_11958
 
Литература:
  • «Аврора» : альбом / автор вступительной статьи В. Б. Азаров. - Ленинград : Советский художник, 1967. - с. : ил.
  • Голованов, К. П. "Аврора" - крейсер революции : Повесть. Биография в иллюстрациях. Документы / К. П. Голованов, Р. М. Яхнин. - Ленинград : Дет. лит : Ленингр. отд-ние, 1987. - 152 с. : ил.
  • Поленов, Л. Л. Крейсер «Аврора» / Л. Л. Поленов. - Ленинград : Судостроение, 1987. - 264 с. : ил. - (Замечательные корабли).
  • Пронин, М. П. Комиссар "Авроры" : докум. повесть [об А. В. Белышеве] / М. П. Пронин. - Ленинград : Лениздат, 1975. - 238 с. : ил.
  • Чернов, Ю. М. Судьба высокая "Авроры" / Ю. М. Чернов. - Москва : Политиздат, 1980. - 286 с. : ил.
Интернет публикации:
- Боевой путь https://navalmuseum.ru/filials/cruiser_aurora/battleway?ysclid=lp3maf9f76802811483
Категория: История | Добавил: elena
Просмотров: 130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]