Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на
судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по
заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей
филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года.
По
техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных – он стал самым
быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и
торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован
радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В
1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на
Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время
русско-японской войны в феврале 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и
канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15
кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить
флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который
проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
В
1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под
именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия
выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями
Первой Тихоокеанской эскадры. В
марте 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в
состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и на
нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный
ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако
после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского
правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился
путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и
затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от
поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки
двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом того
же года была организована специальная экспедиция по поиску останков
«Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута,
на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским
аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов
легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук
командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев,
специально прилетевший из Франции.
30
июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места,
где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие
мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера, а через
год открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут –
именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.
Источник: https://vk.com/wall-35984068_4734 https://vk.com/wall-156568278_12492
Литература: - Аммон, Г. А. Героические корабли российского и советского
Военно-Морского флота : [Альбом] / Г. А. Аммон, С. С. Бережной. -
Москва : Воениздат, 1981. - 208 с. : ил.
- Соломонов,
Б. В. Сто великих кораблей / Б. В. Соломонов, Н. А. Кузнецов, А. Н.
Золотарев. - Москва : Вече, 2012. - 432 с. - (100 великих).
Интернет публикации: - Иван Ярославцев – герой русского флота https://cherdynmuseum.ru/2024/09/30/иван-ярославцев-герой-русского-флота/ |