Откуда взялась легенда о «колдуне Брюсе»?
Знаменитый сподвижник Петра I граф Яков Брюс в народном сознании прочно связан с разного рода «аномалыциной»: астрологией, демонологией, колдовством. Но факты это не подтверждают. Разберемся, в чем тут дело.
Пушкин называл Брюса «русским Фаустом», писатель Лажечников посвятил ему роман «Колдун на Сухаревой башне», а молва превратила его в главного российского мистика XVIII века. Но все эти интересные эпитеты возникли много лет спустя после смерти сподвижника Петра.
«Мировая закулиса»
Сухарева башня в Москве стала визуальным символом «брюсовской легенды». По преданию, именно в ней «чернокнижник» Брюс занимался разного рода колдовством и даже руководил собраниями некоего мистического «Не-птунова общества».
Начнем с последнего. Пресловутое «Нептуново общество» появилось на свет лишь благодаря стараниям современных журналистов. В оригинале забава Петра I называлась иначе - «нептуновы потехи». Представляли собой эти «потехи» не что иное, как буйное и безудержное застолье, на которое так падок был великий государь. Это был, по сути, аналог еще одной царской забавы - «Всешутейшего и всепьянейшего собора».
Все эти «нептуновы» застолья проходили в самом конце 1690-х годов в Немецкой слободе - в доме знаменитого Франца Лефорта. Располагалось место на берегу реки Яузы. Царь и его фавориты, после обильных алкогольных возлияний, развлекались катанием на лодках или «маканием» в воду какого-нибудь степенного боярина. Возможно, все эти пьяные бесчинства на воде и навели Петра на шуточную мысль - окрестить лефортовские банкеты именем морского бога древних римлян.
Брюс не только не был организатором «нептуновых потех», но даже в них никогда и не участвовал. А само таинственное «Нептуново общество» превращается в банальную пьянку.
«Куратор госзакупок»? Итак, Брюс не заседал в составе «мировогр правительства» под сводами Сухаревой башни. А как же быть с его астрологическими и прочими экспериментами? Ведь именно в Сухаревой башне находилась обсерватория. Ее существование подтверждено документально. Да, обсерватория в башне действительно была. Только она не Брюса, а Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы). Яков Вилимович лишь руководил ее возведением и оснащением.
Кстати, Брюса зачастую называют первым руководителем Навигацкой школы. Мол, поэтому он и пользовался школьной обсерваторией, как своей. На самом деле это не так. Первым директором школы был вовсе не Брюс, а шотландец Генри Фарварсон, Брюсу же - как опытно-»му «технарю» - царь Петр поручил лишь курировать строительство обсерватории, а также ведать закупками за границей всей необходимой «начинки»: астрономических приборов, линз, карт, расходных материалов.
Не будем забывать, что в 1700 году началась изнурительная Северная война. Опытный инженер и артиллерист Брюс стал нарасхват. С первых дней войны он активно участвовал в боевых действиях. Больше к Навигацкой школе генерал Брюс никакого отношения не имел.
Почему молчали современники? Откуда же пошла легенда о «колдуне с Сухаревой башни»? Стоит отметить любопытную деталь. В течение всего XVIII века никто из историков или литераторов, писавших о петровской эпохе, ни словом не обмолвился о «загадочных экспериментах» графа Брюса в Сухаревой башне.
Об этом не упоминал Яков Штелин в своих «Анекдотах о Петре Великом». Не говорил этого и критик петровских реформ князь Михаил Щербатов. И даже Иван Голиков в своем панегирике Петру под названием «Деяния Петра Великого, мудрого преобрази-теля России» тоже ни разу не затронул легенд Сухаревой башни. Стало быть, в XVIII веке никаких мистических легенд вокруг сооружения и не существовало!
Все изменилось в начале XIX века, когда здание бывшей Навигацкой школы приспособили под водонапорную башню. Вид мрачной громадины с темными окнами поневоле рождал пугающие, мистические настроения. А страхи часто материализуются в легенды.
Брюса простой народ знал как автора популярнейшего астрологического календаря. Кто-то «краем уха» слышал, что Яков Вилимович имел какое-то отношение к Навигацкой школе. Все это стало той питательной почвой, на которой выросла легенда о «колдуне с Сухаревой башни». Автор: Дмитрий ПЕТРОВ
Источник: // Загадки истории. - 2021. - № 31. - С. 3.
|