16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Культура

Монастырские библиотеки средневековой Европы
02.10.2023, 10:32
Центрами книжной культуры в раннем средневековье были монастыри. В разных государствах распространение христианства и создание монастырей происходило в разное время, но в целом по Европе в V-VI веках появились, а в IX-X веках получили широкое распространение монастыри, церкви, монастырские школы и библиотеки при них. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что лагерь без вооружения». Известный философ и теолог Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда, суд без часовых...».

https://proza.ru/pics/2021/05/01/514.jpg

Одним из первых монастырей Европы был Виварий. Он обязан своим созданием величайшему культурному деятелю средневекового Запада – Кассиодору Сенатору (487-578). Выходец из знатной римской семьи, писатель, философ, он был секретарем и советником короля Италии, потом стал министром двора, консулом, губернатором. Кассиодор мечтал о создании могучего итало-готского государства, вынашивал идею об организации в Риме первого христианского университета. Замыслы эти осуществить было невозможно и, видимо, сознавая это, Кассиодор оставил государственную службу и основал в 550 году на юге Италии Виварий, что значит по латыни "Приют мысли”.
Это был подлинный, хотя и не типичный для Европы середины VI века, центр культуры. Именно в Виварии Кассиодор хотел сохранить для потомков те литературные и научные ценности античного мира, которые еще не погибли. Он организовал в монастыре школу для юношей с традиционно-античным набором предметов: грамматика, риторика, логика, музыка, математика, космография. Была создана библиотека и скрипторий. Виварий был местом не только хранения и копирования текстов, но и плодотворной литературной работы по редактированию, корректированию, переводу текстов и даже созданию оригинальных произведений.
Кассиодор заботился о высоком качестве копирования книг, четком порядке в скриптории и библиотеке. Для этого он создал специальное "Руководство к изучению божественной и светской литературы” (в некоторых переводах название книги звучит как "Введение в духовное и мирское чтение”). Двухтомный труд Кассиодора считается одним из первых крупных пособий по формированию фондов библиотеки; в нем сформулированы некоторые правила управления библиотекой и скрипторием. Эта книга, кроме всего прочего, содержала и обширные сведения о литературе, то есть это было своего рода библиографическое пособие. Позднее исследователи с помощью этого "Руководства...” смогли установить репертуар книг Вивария. Это были богословские и юридические трактаты, произведения христианских писателей, античные книги по космографии, медицине, философии.
Кассиодор прожил 100 лет, из них 50 он посвятил Виварию. Виварий вместе с библиотекой и скрипторием не надолго пережил своего организатора – он прекратил существование в конце VI – начале VII века.
Деятельность Кассиодора и богатая библиотека Вивария были уникальны для Европы раннего средневековья. Обычно монастырские библиотеки были настолько малы, что весь их фонд умещался в одном сундуке. Те немногие книги, что содержались в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных ритуалов.
В монастырских скрипториях, которые были неотъемлемой частью библиотеки, усердно переписывались книги. Прекрасные каллиграфы, опытные художники, искусные переплетчики создали немало великолепных памятников книжного искусства. Переписывание церковных книг приравнивалось к апостольскому подвигу, а имена некоторых переписчиков после их смерти были окружены легендарным ореолом. Не каждому монаху позволялось браться за такое богоугодное дело. Переписыванием книг занимались не только молодые грамотные монахи, но и почтенные члены монашеских орденов, нередко даже сами аббаты.

https://i.pinimg.com/originals/ed/e6/34/ede634d600ec015ab5edba5c2d95ae79.jpg

Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений монастырских книгохранилищ. Иногда, правда, существовали и иные источники комплектования. Так, английские и ирландские монахи специально ездили на континент за книгами для монастырских библиотек. Фонды пополнялись и за счет пожертвований. Знатные прихожане приносили книги в дар с условием, чтобы их поминали в молебнах за упокой души. Привозили с собой книги дети из знатных и состоятельных семей, отданные учиться в монастырские школы. Жертвовали книги и феодалы, которые решали постричься в монахи, в надежде обрести "небесный покой”.
Основную часть фондов составляли обычно священное писание, жития святых, сочинения отцов церкви, литургическая литература. Реже в монастырских библиотеках встречались книги античных авторов. Античные тексты, как правило, были недоступны даже для большинства монахов. Умберто Эко в романе "Имя Розы” не только воссоздает замечательную по яркости картину жизни и устройства средневековой монастырской библиотеки, он рассказывает и о том, что хранение в фонде библиотеки трудов Аристотеля было окружено мрачной тайной, тщательно охраняемой библиотекарем.
Иерархи католической церкви, взявшие на себя право суровой регламентации и жесткой цензуры, внимательно следили, чтобы языческие и еретические сочинения не проникали за стены монастырей. Еще в 325 году был впервые принят печально известный "Индекс...” ("Index librorum prohibitorum” – "Список запрещенных книг”) – юридический документ, в котором преданы анафеме еретические книги. Первый печатный список запрещенных книг был опубликован в 1559 году. Церковь практиковала публичные сожжения "вредных” книг, а также их авторов, переписчиков, распространителей и владельцев. Костры аутодафе не гасли на протяжении всего средневековья.
Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего – самому настоятелю. Впоследствии была выделена особая должность монастырского библиотекаря. В его обязанности входило содержание фонда в порядка, составление простейших инвентарных описей и выдача книг для чтения монахам.
Располагая библиотеками, скрипториями, школами, монастыри в раннем средневековье естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения, но на рубеже XII-XIII веков положение изменилось. Уровень грамотности и образованности среди монахов значительно снизился. Даже в монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха. В других обителях скриптории стали восприниматься как источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: из книгохранилищ изымали старинные фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.
Набеги скандинавов на Западную Европу, датчан на Англию, вторжение гуннов с Востока и мусульман с юга привели европейские государства в состояние разрухи. И хотя библиотеки, скрытые за толстыми монастырскими стенами, сумели пережить эти потрясения, вплоть до XIII века монастырские библиотеки как институциональная форма практически не развивались.

https://i.pinimg.com/originals/d0/d3/91/d0d39100d90615315d6f6001d077937a.jpg

В более поздние времена – XIV-XV века – стала проявляться большая забота об устройстве монастырских библиотек. Если ранее небольшие фонды в несколько сотен томов хранились в сундуках или шкафах в часовнях или за алтарем, то с увеличением числа книг стали создаваться специальные помещения. Комната для хранения и чтения книг была оборудована прочными и удобными пультами (пюпитрами). Чтобы рукопись не украли, книги "приковывали” – их переплет прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к пульту или стене комнаты. В инвентарных описях для особо ценных книг использовался специальный термин "libri catenati” – "прикованные книги”. Рукописи охранялись не только цепями и замками, но и заговорами и заклятьями. На одной из таких книг сохранилась надпись настоятеля о том, что похититель книги будет наказан плетью, заболеет оспой, холерой, гадкой сыпью и даже приобретет горб.
К XVI веку фонды монастырских библиотек насчитывали до полутора тысяч книг и более. Изменилась тематика и жанровый состав фондов. Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научного, так и беллетристического содержания. На библиотечные фонды составлялись каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Каталог рассматривался библиотекарями уже не как опись книжного инвентаря, а как специфический справочник, с помощью которого можно легко и быстро отыскать книгу в фонде. В конце XIV века монахи францисканского ордена в Англии впервые попытались составить сводную опись книжных фондов 160 церковных и монастырских библиотек. Этот солидный труд назывался "Каталог книг Англии”.
Расширялся круг читающей публики. Среди читателей по-прежнему преобладали представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Начиная с XIY века, правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись ("книга, выпускаемая из монастыря”).
В XIII веке появилось первое пособие по устройству библиотеки – труд настоятеля Амьенской церкви Ришара де Фурневаля "Книгознание”. Фурневаль был всесторонне образованным человеком, поэтом и ученым, имел труды по алгебре, астрономии, астрологии и алхимии. В образной форме он представляет читателям библиотеку как сад, где имеются грядки (тематические комплексы литературы), расположенные в определенной последовательности. Растения на грядках – это отдельные рукописи. Таким образом, Фурневаль изложил собственную систему расстановки книг, и хотя с современных позиций она кажется нелогичной и очень запутанной, следует признать, что это была первая попытка решения сложного вопроса классификации библиотечных фондов.
Из наиболее известных религиозных библиотек средневековья можно назвать библиотеки Кентерберийского аббатства (Англия, VI в.), Шартрского собора и монастырей в Клермоне и Лионе (Франция, IX–X вв.), Пражского епископства (Чехия, X в.).

Источник:
https://vk.com/wall-91005857_249
Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]