Михаил Серафимов узнал, о чем думал писатель Алексей Иванов, составляя текст тотального диктанта
Ежегодная
образовательная акция "Тотальный диктант" пройдет 12 апреля в двух
сотнях городов России, а также в 60 странах мира. В этом году автором
текста для тотального диктанта стал писатель Алексей Иванов, с которым
побеседовал "Огонек"
— "Тотальный диктант", как известно,— это
флешмоб на тему русского языка, игра, которая, по большому счету, никого
ни к чему не обязывает. Вероятно, поэтому он так и популярен. Это
правильный способ подачи знаний, эффективный? Или все-таки заставлять
эффективнее?
— Не соглашусь с вами. "Тотальный диктант" не
флешмоб. Флешмоб — действо постмодернистское, непременно бессмысленное,
где все — прикол, все — игра. А "Тотальный диктант", по идее,
совершенно серьезен: "Мы, участники, заявляем, что грамотность — это
важно". Никакого постмодернистского шутовства.
И я бы не сказал, что "Тотальный диктант" —
способ подачи знаний. Подготовка к диктанту не обучение, а что-то вроде
разминки. Главное в диктанте — его, так сказать, гражданское содержание.
Он формирует приоритеты. Он возвращает нормативы, он напоминает об
эталонах, он заявляет, что правильно — это когда по правилам, а не "как
бог на душу положит". "Тотальный диктант" восстанавливает культуру
коммуникации, потому что мы давно уже не понимаем, что говорим.
В обществе, которым управляют медиа- и соцсети, неумение внятно говорить
ведет к катастрофе, как у первобытных охотников хромота приводила к
голоду и гибели.
— Какие еще существуют способы "ненасильственного" обучения? Какими вы пользовались, когда работали преподавателем?
— Смотря чему учить, смотря кого. Вообще же,
как мне кажется, лучший способ научить — это сделать знания частью
жизненного опыта человека. Это я понял, пока еще вел краеведческий
кружок в Доме пионеров. Бесполезно рассказывать подросткам, в каком
замечательном краю они живут. В одно ухо влетит, в другое вылетит,
причем со второй космической скоростью. Но можно сводить в поход, и
тогда знания станут частью личного жизненного опыта и отпечатаются в
памяти навсегда. Как этот метод применять в других дисциплинах, я не
знаю. Наверное, как-то можно. Об этом надо спрашивать у специалистов.
Хотя, по большому счету, в "насильственном"
обучении тоже есть здравый смысл. Просто заставить выучить — зачастую
самый эффективный и эргономичный способ. Разумеется, нельзя бить головой
о парту, но ребенок должен усвоить, что он обязан делать некие вещи
лишь потому, что он член общества, а не потому, что это интересно.
Например, человек обязан быть вежливым просто потому, что мы
цивилизация, а не дикари. Без императивов нет ни общества, ни культуры.
На одном гедонизме благополучия не построить.
— Все отмечают, что общий уровень знаний
при СССР был высоким, намного выше, чем сейчас. Выходит, мы проиграли,
отказавшись от советской системы образования?
— Уровень компетенции и уровень социальной
активности, безусловно, влияют друг на друга, но все-таки не
взаимообусловлены. Проще говоря, грамотность не означает инертность.
Подчинение законам орфографии не означает, что ты раб государства.
Образование в СССР было высоким не потому, что форматировало
законопослушных людей. Просто образование давало дополнительный шанс для
карьерного роста, а карьера всегда, так сказать, законопослушна.
А сейчас образование не дает шанса на карьерный рост. Ты можешь быть
стоеросовой дубиной и входить в совет директоров корпорации. Зачем тогда
учиться, если жизненный успех не зависит от образования? Образование не
капитализируется, поэтому не имеет высокого статуса, и никто к нему
особенно-то не стремится.
— Многие отмечают, что ваш роман "Географ
глобус пропил" абсолютно советская история. Но географ — полный
неудачник. За что его и любят, чем и симпатичен. Каковы шансы неудачника
в теперешнем мире, который тотально ориентирован на успех?
— Дети видят такого учителя. Если вдуматься,
он ведь не может быть для них образцом. Другом — да, но не образцом для
подражания. Они не могут хотеть быть такими же, да?
Истории о лузерах и деградантах, о падении
человека, малоинтересны, особенно сейчас, при повсеместном культе
успешности. Герой, на глазах зрителя превращающийся в лужу грязи, ни у
кого не вызывает симпатии. Симпатию вызывает только стойкость. Об этом и
история о географе Служкине.
Давайте разбираться по пунктам.
Пункт первый. Герой — неудачник. В чем это
выражается? У героя есть высшее образование, работа, жена, дочь,
квартира, друзья, хобби. Он полностью социализирован. Мало платят?
А что, счастье только в деньгах? Жена не любит? А кого она вообще любит?
Дети не уважают? А кого они вообще уважают? Географ не сопротивляется
обстоятельствам? А какое может быть сопротивление? Избить друга,
изнасиловать жену, сдать детей в полицию? Здесь нет места для поступка.
Это экзистенциальная драма. Она вообще не о жизненном успехе и ее нельзя
судить такими мерками. Вот вам подобный квест: жил-был мужик, женщин у
него не было, жилья тоже, денег не заработал, уважения не снискал,
родителей своих бросил, бродяжничал, а потом был казнен по ошибке.
Круглый неудачник. Зовут Иисус Христос. Так что давайте не измерять
расстояния в килограммах.
Пункт второй. Советская история. В советских
историях об утиной охоте и о полетах во сне и наяву человека давила
несвобода. По принципу Ежи Леца: "Ты можешь проломить стену своей
камеры, но что ты будешь делать в соседней камере?" Несвобода делала
хорошего и талантливого человека аморальным. А мой герой в любой
ситуации ведет себя нравственно. Он нравственен по своей природе, как
дерево по своей природе деревянное. И он, оставаясь нравственным, может
быть свободным. Он говорит: "Я не умею держать человека на цепи". Он не
держит на цепи ни жену, ни друга, ни подруг, ни школьников. А они ведут
себя как свиньи. Но больно только ему. Не его вина, что другие люди не
могут быть порядочными на свободе. И поход со школьниками — это
маленький урок свободы, который он неохотно дал равнодушным и
агрессивным тинейджерам.
Виктор Служкин, безусловно, не учитель, но он
настоящий человек. Живой. С недостатками. Но ему хватает мужества для
смирения. Ему хватает мужества не совершать зла. Ему хватает мужества не
предавать свою свободу, потому что высшая свобода — это быть самим
собой, быть аутентичным.
В пренебрежительной оценке такого героя
проявляются либо комплексы самих тех, кто оценивает, либо склонность к
поверхностным аналогиям.
— Какой вообще сегодня стимул получать
знания, учиться? Вот, скажем, мальчик хочет стать программистом.
Понятно, что ему нужны математика и английский. А русский-то зачем?
А литература? Как это объяснить?
— Не стоит относиться к гуманитарному образованию узко-утилитарно.
Во-первых, какое общество мы строим?
Постиндустриальное. А это общество гуманитарных технологий. Софт могут
создавать люди, не знающие алгебры, но этим людям нужна отточенная
логика и культурная эрудиция. Высчитать прибыль банка может
микрокалькулятор, а придумать, как привлечь клиентов, способен только
человек, знающий людские слабости и чаяния. Русский и литература учат
мыслить, а уметь мыслить важнее, чем знать. Выбрасывать русский и
литературу из курса обучения, все равно что, предположим, летчику
наплевать на физподготовку и вообще на здоровый образ жизни. Я с таким
летчиком не полечу.
Во-вторых, кого мы растим? По-теории,
разумеется. Мы растим творческого интеллектуала с обширной
потребительской компетенцией. Без гуманитарности образования
интеллектуал не будет творческим, а потребительская компетенция не будет
обширной. Такой монстрик не будет нуждаться в постиндустриальной
цивилизации. Это Робокоп, которому нужны только уголовный кодекс и
розетка.