В 2022 ГОДУ ПЕРВОЙ БИБЛИОТЕКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 985 ЛЕТ!
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и
библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались
не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
В разное время в разных обществах библиотеки имели
разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси
стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество
ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний.
Вообще появление библиотек на Руси связывают с
возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская
Русь.
Еще до складывания централизованного государства,
Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры,
выдающимися архитектурными сооружениями.
Первые сведения о появлении книг на Руси относятся
примерно к IХ-Х векам.
Все рукописные книги, а их называли еще "источниками
мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились
очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так
как делались из очень дорогого материала – пергамента.
Все это и привело к возникновению первых библиотек на
Руси.
Само слово "библиотека" в Древней Руси
почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые
разные названия:
- "книгохранительница";
- "книгохранилище";
- "книгохранильня";
- "книгохранилица";
- "хранильная
казна";
- "книжная
клеть";
- "книжная
палата".
Впервые слово "библиотека" встречается в
знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был
для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал
пояснение - "книжный дом". Какими были книги первых библиотек? Очевидно,
рукописными. Их было много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели,
а третьи - разграблены. Не сохранилось и каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих
судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке
работы этих библиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в
крупных древнерусских библиотеках. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И
сохранились они благодаря древним библиотекам которые очень часто находились
при монастырях где создавались летописи, переписывались и переводились книги,
организовывалось хранение и распространение книг.
Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве
при Софийском соборе в 1037 году киевским
князем Ярославом Мудрым.
Об этом событии летописец Нестор писал: «…Ярослав же книги многие
написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом
и серебром». Библиотека была основана в качестве книгохранилища в
Софийском соборе, за семнадцать лет до собственной
смерти великого князя киевского. Ярослав практически создает, но не собирает, потому что каждая книга
вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только
лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был
настоящим полиглотом, и, по мнению историков, тоже мог принимать
активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.
Некоторые источники утверждают, что собрание библиотеки «насчитывало
великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви
Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов (в
разных источниках говорится о более чем 950 томах). В то время таким собранием могли похвалиться лишь не многие библиотеки Европы.
В Киевской Софии имелись основные произведения Древней Руси, как
переводные, так и оригинальные. Именно здесь были разработаны основы
сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также
«Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и
«слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе
началось летописание. К правлению Ярослава относится произведение,
дошедшее до наших дней, - «Слово о законе и благодати». Написано оно
митрополитом Илларионом, талантливым книжником. По содержанию «Слово»
возвеличивает принятую Русью христианскую веру, восхваляет князя
Владимира и обращается к Ярославу как преемнику славных дел отца. Очень
скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности у южных
славян. Известен и «Изборник» 1073 года. Создан он в книгописной
мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно
датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник,
переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На
протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью
на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней
помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и
церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и
физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.
«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по
всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему
государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды,
публицистические и литературные произведения». Куда пропала библиотека Ярослава Мудрого неизвестно.
Существует мнение, что она стала частью легендарной библиотеки Ивана Грозного. Сохранить библиотеку в то время было делом весьма
сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд
библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году,
например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил
собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с
русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Во
время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания
затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой
библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в
урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами
зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся
старинные книги.
В 1967 году на территории Софийского заповедника у входа в собор (с его западной
стороны) был установлен мемориальный знак в честь
библиотеки, основанной Ярославом Мудрым в XI веке. На нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет». Он гласит: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».
Литература: - Жук, С. М. Киевская Русь / С. М. Жук - Москва : Мир книги, 2007. - 240 с. : ил. - (История России).
- Карпов,
А. Ю. Ярослав Мудрый / А. Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2001. -
584 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып.
808).
- Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси : От Ярослава
Мудрого до Ивана Федорова : научно-художественные очерки / А. Г. Глухов.
- Москва : Экслибрис - Пресс, 1992. - 255 с. : ил .
- Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - Москва : Советская Россия, 1979. - 221 с. : ил.
- Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : науч. - худож. очерки / А. Г. Глухов. - Москва : Либерея, 1992. - 160 с.
- Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – Москва : Грифон, 2010. - 238 с.
- Чернявский, С. Н. Ярослав Мудрый и его тайны / С. Н. Чернявский ; худож.
М. Курхули. - Москва : Вече, 2018. - 287 с. - (Неведомая Русь).
Вторым по величине крупнейшим
культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город
избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа
книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего
именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - "Остромирово
евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен путь этой
рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она
хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее
привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе
императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в
каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее
перевезли в Публичную библиотеку.
Новгород в течение
столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности.
Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением
новгородского "владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и
переписывали здесь книги.
Как же выглядела эта
библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши
дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде- в длинной анфиладе
залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около
тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть
уникальные: трактат "Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый
топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.
Самым северным культурным центром
книжности в России был Соловецкий монастырь основанный в 1436 году в Новгородских землях монахами Зосимой
и Германом.
Обитель
имела крупнейшую библиотеку в специально выстроенном каменном здании. В библиотеке работали летописцы, иконописцы,
действовала книгописная мастерская.
На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались
образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и
рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками
пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.
Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная
древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные
документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть
названы: "Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира
Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и
проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.
Ещё одна библиотека Троице-Сергиева
монастыря ведет свое
начало от самого Сергия, который пришел сюда, «в пустыню», с двумя книгами.
Всего
в итоге на 1908 год в библиотеке хранилось 823 уникальных рукописи, 10 тысяч
старопечатных богослужебных и церковно-исторических печатных книг некоторые из
которых принадлежали ещё святым преподобным радонежским подвижникам.
В
первое время книги в монастыре писались и переписывались на бересте и только в
начале ХV века здесь была организована «книгописная палата» – мастерская по
изготовлению книг.
Книги
переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами. Настоящими
произведениями искусства были переплеты – с драгоценными камнями, жемчугом,
серебряной чеканкой, бархатным шитьем.
Есть
предположение, что в течение некоторого времени эту мастерскую возглавлял
Андрей Рублев.
Историко-культурное значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками древнерусской письменности.
То же относится и к монастырским библиотекам, которые были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-9.htm?ysclid=l9mhm2lxo5616320143
|