16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Культура

Первые библиотеки Древней Руси
24.10.2022, 09:32
В 2022 ГОДУ ПЕРВОЙ БИБЛИОТЕКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 985 ЛЕТ!

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний.
Вообще появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями.
Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к IХ-Х векам.
Все рукописные книги, а их называли еще "источниками мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.
Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.
Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия:

  • "книгохранительница";
  • "книгохранилище";
  • "книгохранильня";
  • "книгохранилица";
  • "хранильная казна";
  • "книжная клеть";
  • "книжная палата".
Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".
Какими были книги первых библиотек? Очевидно, рукописными. Их было много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Не сохранилось и каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.
Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам которые очень часто находились при монастырях где создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось хранение и распространение книг.

Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве при Софийском соборе в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым.


Об этом событии летописец Нестор писал: «…Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Библиотека была основана в качестве книгохранилища в Софийском соборе, за семнадцать лет до собственной смерти великого князя киевского. Ярослав практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и, по мнению историков, тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3323369/pub_5ffae022bb14d54ffb4f2c00_5ffb2955fe4e686f6a742284/scale_1200

Некоторые источники утверждают, что собрание библиотеки «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов (в разных источниках говорится о более чем 950 томах). В то время таким собранием могли похвалиться лишь не многие библиотеки Европы.
В Киевской Софии имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание. К правлению Ярослава относится произведение, дошедшее до наших дней, - «Слово о законе и благодати». Написано оно митрополитом Илларионом, талантливым книжником. По содержанию «Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую веру, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу как преемнику славных дел отца. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности у южных славян. Известен и «Изборник» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике. «Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».
Куда пропала библиотека Ярослава Мудрого неизвестно. Существует мнение, что она стала частью легендарной библиотеки Ивана Грозного.
Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки.
Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.
В 1967 году на территории Софийского заповедника у входа в собор (с его западной стороны) был установлен мемориальный знак в честь библиотеки, основанной Ярославом Мудрым в XI веке. На нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет». Он гласит: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».


Литература:
  • Жук, С. М. Киевская Русь / С. М. Жук - Москва : Мир книги, 2007. - 240 с. : ил. - (История России).
  • Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / А. Ю. Карпов. - Москва : Молодая гвардия, 2001. - 584 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 808).
  • Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси : От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : научно-художественные очерки / А. Г. Глухов. - Москва : Экслибрис - Пресс, 1992. - 255 с. : ил .
  • Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - Москва : Советская Россия, 1979. - 221 с. : ил.
  • Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : науч. - худож. очерки / А. Г. Глухов. - Москва : Либерея, 1992. - 160 с.
  • Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – Москва : Грифон, 2010. - 238 с.
  • Чернявский, С. Н. Ярослав Мудрый и его тайны / С. Н. Чернявский ; худож. М. Курхули. - Москва : Вече, 2018. - 287 с. - (Неведомая Русь).
Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - "Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен  путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе  императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.
Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского "владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных  русских монастырей и переписывали здесь книги.


Как  же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде- в длинной анфиладе залов  на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат "Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Самым северным культурным центром книжности в России был Соловецкий монастырь основанный в 1436 году в Новгородских землях монахами Зосимой и Германом.


Обитель имела крупнейшую библиотеку в специально выстроенном каменном здании. В библиотеке работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.
На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.
Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: "Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.

Ещё одна библиотека Троице-Сергиева монастыря ведет свое начало от самого Сергия, который пришел сюда, «в пустыню», с двумя книгами.


Всего в итоге на 1908 год в библиотеке хранилось 823 уникальных рукописи, 10 тысяч старопечатных богослужебных и церковно-исторических печатных книг некоторые из которых принадлежали ещё святым преподобным радонежским подвижникам.
В первое время книги в монастыре писались и переписывались на бересте и только в начале ХV века здесь была организована «книгописная палата» – мастерская по изготовлению книг.
Книги переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами. Настоящими произведениями искусства были переплеты – с драгоценными камнями, жемчугом, серебряной чеканкой, бархатным шитьем.
Есть предположение, что в течение некоторого времени эту мастерскую возглавлял Андрей Рублев.

Историко-культурное значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками древнерусской письменности. То же относится и к монастырским библиотекам, которые были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом.

Источник:
http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-9.htm?ysclid=l9mhm2lxo5616320143
Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]