В XVI веке были созданы первые тайнописные службы, занимавшиеся
разработкой «затейного письма». В начале русские криптографы просто
заменяли буквы кириллицы буквами других алфавитов.
Однако со временем были изобретены более изощрённые кодировки —
такие, как тарабарщина и мудрая литорея. Самый пик расцвета российская
тайнопись пережила при Петре I.
Простая литорея — тарабарщина
Русская тайнопись впервые была применена в XIII веке. Писцы того
времени, не мудрствуя лукаво, использовали для шифрования буквы
греческого и латинского алфавитов. Кроме них использовали и символы
глаголицы, и даже руническое письмо. Но такие методы шифрования были
ненадёжны, поэтому при царе Фёдоре Ивановиче была создана служба,
занявшаяся изысканиями в сфере криптографии на Руси. Тогда-то
и появились первые методы шифрования — тарабарщина и литорея.
Самым
известным примером использования тарабарского письма является переписка
Алексея Михайловича (Тишайшего) второго русского царя из династии
Романовых (1645-1676).
Принцип тарабарской грамоты был прост, но весьма эффективен. Буквы
русского алфавита выписывались в два ряда. Порядок букв в первом
оставался неизменным, а вот во втором они записывались в обратном
порядке. При этом в шифре использовали только гласные буквы. Согласные
оставались нетронутыми. В слове буквы верхнего ряда заменяли буквами
нижнего и наоборот. Например, слово «приказ» на тарабарщине выглядело
как «нмитаф». Однако секрет тарабарского языка быстро был раскрыт.
Пришлось тайнописцам изобретать новый шифр. Им стала мудрая литорея.
Самый древний документ, известный на сегодня, содержащий зашифрованный
простой литореей фрагмент, датируется 1229 г. Этот способ шифрования
использовал митрополит Киприан в своей переписке с Сергием Радонежским и
Феодором Симоновским.
Два вида мудрой литореи
В мудрой литорее использовался тот же принцип, что и в тарабарщине, —
замена одних букв другими или символами. Однако система кодировки
литореи была сложнее, чем в тарабарской грамоте. Например, в одном
из методов все буквы алфавита разбивали на три группы по десять букв
в каждой. В первом десятке буквы обозначали точками, увеличивая
их количество к концу группы. Во второй группе буквы заменяли
чёрточками, а в третьей — крестиками. Знаки, из которых состояла буква,
выписывали столбиком. Следом также писали следующую букву. При этом
пробелов между словами не делали, а иногда ещё и специально допускали
ошибки. Так шифр литореи было трудно разгадать. Ещё труднее было понять
два других старинных метода шифрования — цыфирь и письмо в квадратах.
Для зашифровки послания письмом в квадратах использовалась
специальная таблица, разделённая на 40 ячеек. В каждой красной краской
писалась буква русского алфавита, а синей — буквы риторского письма. Для
шифровки использовали метод сдвига. Буквы риторской азбуки сдвигались
на четыре позиции относительно обычного алфавита. Не зная принципа,
разгадать этот приём литореи было сложно. Ещё сложнее была цыфирь.
Особо сложная цыфирь
Этот метод шифрования году придумал один чиновник в XVIII веке.
В данной литорее шифр состоял не из букв или символов другого алфавита.
Вместо этого для шифрования использовались целые словарные величины.
Например, слово «король» обозначалось словом «двенадцать» или же
записывалось цифрой 12. Примечательно, что в этом старинном методе
шифрования допускалось наличие пустышек. Криптографы специально
добавляли в текст ненужные символы, чтобы сбить с толку врага, в руки
которого могло бы попасть письмо. Разработали даже целые «цыфирные
азбуки», где были словари шифров.
Со временем тайнопись стала ещё изощрённее. Особый вклад в дело
развития криптографии в России внёс Пётр I. Он самолично разработал
многие шифры и всюду носил с собой тетрадь с ними. В ней были записаны
шесть разных кодов, которыми он пользовался для переписки с различными
людьми. Последующие правители также пользовалась методами шифрования
Петра I, чтобы сохранить в тайне свою переписку.
Первое крупное произведение автора, первая книга трилогии «Кортик» — «Бронзовая птица» — «Выстрел».
Книга переведена на множество языков, дважды экранизирована — в 1954 и 1973 гг.
Сюжет
Действие повести начинается в вымышленном городе Ревске (прототипом Ревска, по признанию автора книги, явился город Сновск) в период Гражданской войны в России (1921 год). Главный герой —
подросток Миша Поляков, приехавший из Москвы на лето, в силу стечения
обстоятельств становится обладателем офицерского кортика XVIII века без ножен. Прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был убит в 1916 году за несколько минут до взрыва линкора «Императрица Мария». С кортиком связана какая-то тайна — в его рукоятке спрятано зашифрованное письмо. Ключ к шифру
кортика находится в ножнах, а ножны — у белогвардейца Никитского,
служившего на линкоре вместе с погибшим хозяином кортика. Никитский
ведёт охоту за кортиком.
Через некоторое время Миша уезжает в Москву, где со своими
лучшими друзьями Генкой и Славой пытаются разгадать тайну зашифрованного
письма. В Москве появляется и Никитский. Мальчики устраивают за ним
слежку, им удаётся хитростью завладеть ножнами к кортику. Следы
Никитского приводят к подпольной контрреволюционной организации, а
шифрованное письмо — к тайнику с материалами по затонувшему во время Крымской войны легендарному «Чёрному принцу»
(а также о других судах, затонувших в разных морях планеты с ценными
грузами). Одновременно разоблачён и арестован Никитский.
Глава 56
Литорея
… – Скажи, Поляков, – Алексей Иваныч внимательно посмотрел на Мишу, – почему тебя интересует холодное оружие? – Просто так, – ответил Миша, глядя на пол. – Кроме того, – продолжал Алексей Иваныч, как бы не слыша Мишиного ответа, – ты и твои приятели интересуетесь шифрами. Хотелось бы узнать: зачем? Миша молчал, и опять, как бы не замечая его молчания, Алексей Иваныч продолжал: – Возможно, ваши занятия очень интересны, но дают ли они желаемый результат? Если все идет успешно, то продолжайте, а если нет, скажи: может быть, я помогу. Миша напряженно думал. Может быть, показать пластинку? Вот уж два месяца, как они бьются и не могут прочесть надпись. На обеих пластинках совершенно одинаковые значки, а ключа к ним нет. Значит, Полевой думал, что ключ к шифру в ножнах, а Никитский предполагал, что он в кортике. На самом же деле ни там, ни здесь ключа нет… А пожалуй, надо показать… Уж если Алексей Иваныч не прочтет – значит, никто не разберет. Миша вздохнул, вынул из кармана пластинку от рукоятки кортика и протянул ее Алексею Иванычу: – Вот, Алексей Иваныч, мы никак не можем расшифровать эту надпись. Я слыхал, что это литорея, но мы не знаем, что такое литорея. – Да, – сказал Алексей Иваныч, рассматривая пластинку, – похоже. Литорея – это тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе. Литорея была двух родов: простая и мудрая. Простая называлась также тарабарской грамотой, отсюда и «тарабарщина». Это простой шифр. Буквы алфавита пишут в два ряда: верхние буквы употребляют вместо нижних, нижние – вместо верхних. Мудрая литорея – более сложный шифр. Весь алфавит разбивался на три группы, по десяти букв в каждой. Первый десяток букв обозначался точками. Например, «а» – одна точка, «б» – две точки и так далее. Второй десяток обозначался черточками. Например: «л» – одна черточка, «м» – две черточки и так далее. И, наконец, третий десяток обозначался кружками. Например, «х» – один кружок, «ц» – два кружка… Значки эти писались столбиками. Понял теперь? – Это же очень просто! – удивился Миша. – Теперь я понимаю, как прочесть пластинку! – Это было бы просто в том случае, – возразил Алексей Иваныч, – если бы на этой пластинке в каждом столбике было от одного до десяти знаков, а здесь самое большее пять… Алексей Иваныч сидел задумавшись, потом медленно проговорил: – Если это литорея, то здесь только половина текста. Где-то должна быть и другая.