Нью-Йоркская публичная библиотека
опубликовала оцифрованную коллекцию русского народного лубка.
Произведения датируются 1860-1870 годами и представляют всё разнообразие
тем и сюжетов этого массового вида народного творчества.
Лубок –
русские народные картинки ручной работы, представляющие собой богатый и
выразительный слой истории, культуры и искусства Российского
государства. Эти некогда популярные изображения, отличающееся простотой и
доступностью образов, красноречиво говорят о жизни и мировоззрении
простых людей прошлого.
На Руси лубок появился в 16 веке. Учёные всё ещё спорят о
происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от
слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали
картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в
которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с
Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.
Рисунки выводили на специальным образом распиленных досках и называли
«фряжскими листами», затем «потешными листами» и «простовиками».
Изначально в них преобладали религиозные сюжеты, после чего лубок стал
удобным и недорогим способом распространения информации, историй
нравственно-поучительного характера и пропаганды. Шло время, техника
лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу и работы
стали изящнее. Сюжетами служили житие святых, былины и песни, басни и
портреты императорской семьи, сцены из жизни крестьян, сказок и романов,
знания о далёких странах и исторических событиях.
Дорогие лубочные картины украшали царские палаты и боярские терема.
Простой народ скупал на ярмарках недорогие (по цене от полкопейки)
чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам. Многие
представители высшего общества отказывались назвать искусством творения
народных художников-самоучек. Но в наши дни русский народный лубок
украшает собрания крупнейших музеев.
Для Нью-Йоркской публичной библиотеки наиболее «урожайный» период по
сбору крупных и редкостных книг с гравюрами из Восточной Европы пришёлся
на десятилетие с 1925 по 1935 год. Тогда советское правительство
национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских
дворцовых библиотек. В одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке
представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также
издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи. Библиотека
приобрела их на месте (и по хорошей цене), откомандировав для пополнения
книжных фондов Ярмолинского Авраама Цалевича (1890-1975), куратора
славянского отделения с 1917 до 1955 год. Он приехал в советскую Россию в
1923 году, а в 1924 вернулся в Штаты. Ценные экспонаты из фонда
императорских дворцовых библиотек также приобрела Библиотека Конгресса
США и Гарвардский университет. Букинист Ганс Краус написал:
«Эти [русские дворцовые] коллекции,
столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные
материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом
полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные
коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись
многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на
специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с
имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.)
Значительную часть библиотечной коллекции лубка занимают и
произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской
империи, Дмитрия Александровича Ровинского
(1824-1895). Он был личностью исключительно многогранной. Тайный
советник, юрист и реформатор судебной системы всей душой любил
искусство. Собственными усилиями он скупал материалы и издавал
иллюстрированные книги, среди которых «Русские народные картины»,
«Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных
портретов», «Достоверные портреты московских государей», «Материалы для
русской иконографии» и другие сборники. Потратив большую часть своего
состояния, Ровинский собрал одну из лучших частных коллекций российской и
западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились
по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям
России. На Западе же сбереглись замечательные серии томов, которые он
публиковал зачастую крайне малочисленными тиражами.
На сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки, где опубликован альбом «Русский народный лубок 1860-1870-х годов», представлено почти 200 изображений.
Источник: https://cameralabs.org/11751-russkij-narodnyj-lubok-1860-70-kh-godov-iz-kollektsii-imperatorskikh-bibliotek
|