Разгадать тайну исчезнувших древних библиотек я решил после того, как
столкнулся с многочисленными фактами загадочного исчезновения информации из
книг древних авторов. Только вчитаешься - и вдруг повествование прерывается, и
речь идёт уже о других событиях, мало связанных с предыдущими. При попытках
обнаружить следы исчезнувшей информации в других источниках сталкиваешься с
тем же, будто кто-то намеренно изымал эти сведения. Позже пришло осознание
того, что это действительно была долговременная преднамеренная акция,
связанная с запретом на определённые знания. И пробелы, как ни странно,
касались тайны глобальных катастроф Земли, самых страшных событий в истории
человечества. Ещё позже убедился, что, по несчастью, именно эти сведения
проливали свет на естественнонаучные причины появления современных мировых
вероучений. И именно в этом причина гибели гигантских библиотек древности,
хранивших целые пласты истории человеческих цивилизаций. И всё лишь для того,
чтобы монополия на знания принадлежала небольшой прослойке общества...
Вот об этом мне и хотелось бы рассказать. Начать следовало бы с
Тель-Амарнского архива, случайно обнаруженного местными феллахами при
грабительских раскопках в деревне Тель-Амарна, стихийно возникшей на месте
города Ахетатона - новой столицы Египта, построенной фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном)
как центр его новой религии. Однако обнаруженные в подземном хранилище ящики,
доверху набитые глиняными табличками, содержали лишь хозяйственные записки и
переписку князей Передней Азии с правителями Египта в период 1400-1360 годов до
н. э. Можно полагать, что после смерти фараона-еретика, когда имя его было
вычеркнуто из официальной истории Египта, его архив тоже подвергся тщательной
ревизии и до нас уже не дошли сведения о его новой религии, основанной на
событиях Критского катаклизма - космической катастрофы, разразившейся над
Египтом. А между тем «местность Аха», на которой была построена новая столица,
до сих пор является объектом поклонения мусульман... Среди древних собраний следует
отметить и Хеттский архив глиняных табличек (деревня Богазкей), и библиотеку
ассирийского царя Ашшурбанипапа (669-633 годы до н. э.) в Ниневии, и Ниппурскую
библиотеку (деревня Хуффар), насчитывающую до 60 тысяч табличек, среди которых
было обнаружено и сказание о потопе. Ксожалению, все эти собрания значительно
пострадали и от времени, и от людей. История крупнейших собраний книг
начинается для нас со знаменитой Александрийской библиотеки. Александрийская библиотека Её создание связывают с именем Птолемея Первого Сотера (Спасителя), который
после смерти Александра Македонского стал царём покорённого Египта. Сделав
Александрию, считавшуюся по значению вторым после Рима городом, столицей
государства, Птолемей пригласил для организации работы Александрийского Мусейона
(Храма муз) греческого учёного Деметрия Фалерского, ученика Те-офраста, который
был, в свою очередь, учеником Аристотеля (а тот - учеником Платона). Именно
Деметрий посоветовал царю выкупить у Теофраста библиотеку, собранную
Аристотелем во время завоевательных походов Александра. А в ней насчитывалось
тогда порядка 40 тысяч рукописных книг. И по его же совету Птолемей организовал
знаменитый перевод на греческий язык Пятикнижия Ветхого Завета, получивший
название Септуагинты. Рассказывают, что царь собирал свою библиотеку 23 года. А
его преемник, Птолемей Филадельф, не торгуясь скупал или приказывал делать копии
всех известных книг в Греции и за её пределами. Особенно ценились книги из
святилищ Афин и острова Родос.
В Александрийском Мусейоне, представлявшем собой академический городок с
университетом, работали самые известные учёные того времени. И библиотек тогда,
строго говоря, было две. Первую построили при Сотере (305-283 годы до н. э.) в
квартале Брухийон - здание примыкало к царскому дворцу, вторая, «дочерняя», была
выделена из первой около 235 года до н. э. Располагалась она в храме Серапис,
построенном при участии верховного жреца и историка Манефона, автора знаменитой
«Египтиаки». Считается, что в ней хранилось 42 тысячи томов специальных книг и
большое количество копий из фондов основной библиотеки. Тут необходимо
пояснение. Культ Сераписа, введённый Птолемеем Сотером, объединил имена и культы
египетских богов Сета, Осириса и его быка Аписа, соответствовавших греческим
Аиду, Дионису и Зевсу. Серапис изображался в виде статуи Зевса с мерой зерна на
голове. Культ должен был объединить религии Египта и Греции. Он получил
распространение по всему Средиземноморью и позже стал основой христианства.
Библиотека храма Серапис сыграла в этом не последнюю роль. Условно считавшаяся
религиозной, она аккумулировала мифологические тексты, относящиеся к истории
возникновения нового культа, непосредственно связанного с историей «сотворения
мира», то есть глобальными катастрофами Земли. Фонды библиотек постоянно
пополнялись. Рассказывают, существовал даже обычай, по которому прибывающие в
Александрию корабли обязаны были предоставлять таможенной службе все имеющиеся
на их борту книги и свитки для продажи или копирования.
Главного хранителя библиотеки назначал царь - из числа наиболее видных учёных,
писателей или поэтов. Каждый из них оставил яркий след в истории науки и
мировой культуры, чему в немалой степени способствовала занимаемая ими
должность. Например, Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений и
прославился созданием 120-томного каталога Александрийской библиотеки (к
сожалению, не сохранился). После него над каталогом долгое время трудился
Аристофан. Был главным хранителем наставник и воспитатель Птолемея Филадельфа
греческий учёный Зенодот Эфесский. По преданию, именно он создал наиболее полную
дошедшую до нас запись «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Эратосфен, занимавший пост
хранителя с 235 года до н. э., впервые ввёл в обращение термин «география»,
вычислил окружность Земли, разработал метод построения географических карт
(имея в распоряжении множество старых карт). Более того, на основе исторических
хроник и старых карт создал обобщённую карту мира (не сохранилась, конечно!).
Он же, по преданию, разработал и основы современного солнечного календаря,
значительно позже введённого в обращение Юлием Цезарем. Клавдий Птолемей создал
геоцентрическую систему мира и написал «Великое математическое построение
астрономии», названное арабами «Альмагест».
В Александрийской библиотеке создавали свои шедевры Эвклид, Архимед,
Аполлоний из Перги, Герофил Халкедон-ский, Аристарх Самосский...
Существуют три версии её гибели, не подтверждённые достоверными фактами.
Согласно первой, она сгорела в 47 году до н. э. во время так называемой
Александрийской войны. Причастным историки считают Юлия Цезаря. Событие это
имело место. Старшая дочь Птолемея Двенадцатого Клеопатра в 17 лет была
назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга и брата, но в 48
году в результате дворцового переворота потеряла власть. Однако вскоре,
поддержанная немногочисленным войском Цезаря, сумела вернуть её. Вынужденный
сражаться на улицах Александрии против превосходящих сил противника Цезарь
приказал поджечь римские корабли, на которые уже грузили готовые к эвакуации в
Рим ценности и книги царской библиотеки. Часть фонда, находящаяся на кораблях,
сгорела.
Известно, что сгоревшее по вине Цезаря пытался восстановить Марк Антоний,
Став наместником Египта после смерти Цезаря, он сделал воистину царский подарок
Клеопатре - 200 тысяч томов уникальных книг, вывезенных из Пергамской
библиотеки. Многие из них - автографы и стоили целые состояния.
Пострадала библиотека и во время захвата Египта Зенобией Пальмирой.
Исповедовавшая иудаизм Зенобия, став августой Пальмиры в 267 году, объявила
Пальмиру независимым от Рима царством и, разбив легионы императора Публия
Лициния, завоевала Египет. В 273 году Луций Домиций Аврелиан пленил мятежную
царицу, присоединив к Риму почти все утраченные ранее области. Во время этой
войны часть Александрийской библиотеки была разграблена сторонниками Зенобии.
Но после всё было восстановлено. И любопытно, что именно тогда Аврелиан
начинает утверждать неограниченную власть императора и официально именует себя
«господином и богом». А в империи повсеместно вводится культ Непобедимого
Солнца. То есть Аврелиан пытался восстановить уже подзабытую религию фараона
Эхнатона.
Самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов библиотеки произошло в 391
году во время правления Феодосия Великого. Толпы христианских фанатиков,
подогреваемые проповедями епископа Александрии Феофила, бросились уничтожать
все «языческие и еретические» книги. Погром завершился пожаром. Такова
официальная версия. Но однажды мне на глаза попалась информация о надписи в
склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой
утверждается, что в течение года двадцать его кораблей перевозили священные
тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и
благословение от самого Папы.
Не могу судить о степени правдивости этой информации - опубликована она не в
академическом издании. Но известно достоверно, что «сгоревшие и уничтоженные»
книги Александрийской библиотеки таинственным образом всплывали в других
коллекциях. И библиотека продолжала существовать.
Окончательную её гибель историки связывают с нашествием на Египет арабов. И
даже сообщают точную дату этого события - 641 год. Библиотека действительно
пострадала от узаконенных грабежей войск победителя - халифа Омара. Но
известно, что основная часть её фондов стала украшением и гордостью выдающихся
собраний арабского Востока. Почему-то учёные упорно не желают замечать, что
именно захват Александрийской библиотеки халифом Омаром предшествовал
длительному периоду эпохи арабского Ренессанса. Поясню, о чём речь. После
завоевания арабами Палестины, Сирии,
Марокко, Персии и Египта возникло огромное государство - Арабский халифат.
Вначале его столицей был город Ясриб, где, по преданию, находилась могила
пророка Мухаммеда. В 762 году началось строительство Багдада («Божий дар»). В
период расцвета город насчитывал два миллиона жителей и имел 30 тысяч мечетей.
И при каждой мечети была своя библиотека. Кроме того, во всех городах халифата
имелись общественные библиотеки. В Багдаде их было 30. По образцу
Александрийского Мусейона было создано множество Домов мудрости, в которых
работали тысячи переводчиков и переписчиков древнегреческой, римской,
персидской и индийской литературы по арифметике, алгебре, астрономии,
философии. Многие работы римских и греческих авторов, в том числе «Альмагест»
Птолемея, дошли до нас только благодаря арабским переводам. Этот факт также
исключает версию об уничтожении библиотеки арабами. По примеру египетских царей
халифы снаряжали целые экспедиции для покупки редких книг в Византию и другие
страны. В библиотеке Рахмана аль-Хакама Второго в Кордове насчитывалось свыше
400 тысяч томов. Благодаря труду огромного штата каллиграфов, переводчиков,
иллюстраторов до нас дошли переведённые с арабского на европейские языки
сочинения Аристотеля, Птолемея и Гиппократа, ранее хранившиеся в Александрии.
В 1236 году, во время реконкисты, по приказу кардинала Хименеса в огонь были
брошены 280 тысяч томов из библиотеки Кордовы. Но есть свидетельства, что л
после этого библиотека продолжала существовать, что её архивами неоднократно
пользовался Христофор Колумб.
И вновь хочу обратить внимание читателя на одну и ту же
закономерность.
После того как гигантская библиотека в Кордове захирела, в Испании,
как
следствие реконкисты. началось тотальное господство инквизиции. А
активное
пополнение папской библиотеки в Ватикане книжными фондами из
Александрии и
Кордовы привело к эпохе итальянского Ренессанса. И ещё одна
закономерность.
Таинственному исчезновению великих библиотек древности всегда
сопутствовали
легенды об их гибели. Которые никогда не подтверждались. Так, не
существует ни
одного свидетельства, что погибла библиотека великого Улугбека, внука
Тамерлана. В ней хранились десятки тысяч манускриптов-автографов из
покорённых
Тамерланом стран, в том числе Армении, Грузии и Персии. Будучи
просвещённым
человеком, хан не заблуждался относительно будущего и в своей книге
«Зидж Улугбека» писал: «Религии рассеются как туман. Царства
разрушатся. Но труды учёных останутся на все времена...» Согласно одной
из
версий, незадолго до потери власти, понимая неизбежность своего конца,
он
отправил под присмотром главного смотрителя библиотеки Али-Кушчи
караваны
наиболее ценных книг за пределы страны. Некоторые позже всплывут в
Османской
империи, после покорения ею Византии.
А Византия, имевшая в книгохранилищах гигантские фонды, пережила два
исторических книжных погрома: в XIII веке - крестоносцы, в XIV веке - турецкие
войска. Но всё же огромное количество книг византийцам удалось спасти,
переправив в монастыри Афона. Но что важно: после покорения Константинополя и
захвата турками бесчисленных и бесценных древних рукописей наступила эпоха
турецкого Ренессанса. Султан Магомет Второй в полной мере оценил доставшиеся
ему знания древних цивилизаций и даже позаимствовал у христиан византийскую
символику - звезду и полумесяц. Христианская религия с потерей византийских
книг понесла невосполнимые потери. Папа Римский Николай Пятый, один из
основателей Ватиканской библиотеки, тщетно предлагал султану фантастический
выкуп за автографы некоторых древних книг. Герцог Тосканский за хранившиеся у
султана полные сочинения Тита Ливия предлагал пять тысяч золотых испанских
пиастров, а венецианский посол и того больше. Но книги, хранящие тайну
«сотворения мира», дороже любых денег... А в руках султана, по слухам,
оказались все сорок томов «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского,
сочинения Менандра, Эсхила.
Во время правления Амурата Четвёртого (1623-1640) Тодерини, подкупив
дворцового чиновника, составил частичный каталог библиотеки султана, в котором
были обозначены книги Аристотеля, Плиния и часть книг, вывезенных из
Иерусалима. Европейцам даже удалось выкупить 185 малоценных манускриптов,
отмеченных печатью султана. Но пропажу книг обнаружили, и султан Ахмет Третий
(1673-1736) построил новое книгохранилище, усилил охрану. С этих пор все попытки
проникнуть в тайну султанских библиотек были безуспешными.
Не менее таинственна судьба храмовых книгохранилищ финикийских городов
Тира, Сидона, Библа, Берита, которые были как минимум на тысячелетие старше
городов крито-минойской цивилизации. Известно лишь, что в них сохранялись
секретные сведения об атлантических колониях финикийцев. Исчезли письменные
первоисточники сожжённого римлянами в 146 году н. э. древнего Карфагена. Город
сжигали в течение 17 дней. А чтобы уничтожить саму память об этом месте,
территорию его трижды перепахали плугом, засыпая в каждую борозду тонны соли.
Косвенные свидетельства о сохранившихся архивах Карфагена приводит Плутарх из
Хоронен в трактате «О лике, видимом на Луне». Он пишет о неком иностранце,
изучавшем тайные знания на Британских островах (у жрецов Стоунхенджа?): «Чтобы
тщательно и в деталях рассказать обо всём пережитом им и обо всех людях,
которых он там встретил, о найденных им священных книгах, посвящающих во
всевозможные тайны, не хватит одного дня... Он провёл много времени и в
Карфагене... и открыл некие священные пергаменты, которые были тайно укрыты в
безопасном месте, когда старый город разрушили, они долгое время лежали в земле
незамеченными...»
До сих пор тайна тайн - фонды папской библиотеки в Риме. Основанная 15 июня
1475 года, она уже к этому времени имела в своих хранилищах порядка пяти тысяч
древних манускриптов, принадлежавших ранним христианам. Среди них уникальные
образцы коптской, ассирийской, древнееврейской, древнегреческой,
древнеарабской и латинской исторической литературы. Позже библиотека
пополнялась за счёт купленных, полученных в дар и переданных на вечное
хранение фондов других библиотек, коллекций частных лиц. Некоторые
исследователи полагают, что в библиотеке Ватикана находится недоступный для
изучения до сих пор личный архив Колумба, неизвестные рукописи Коперника,
Галилея. Леонардо да Винчи, книги из библиотек Александрии, Кордовы, Афин,
Персеполя. Пергама, а также книги ацтеков, инков и майя. Не исключено, что там
же книги из святая святых Иерусалимского храма, которые пленённый во время
штурма Иерусалима казнохранитель Пинхас выдал римскому полководцу Титу
Веспасиану в обмен на жизнь. А Тит передал их учёному иудею Иосифу Флавию.
Поэтому Флавий был одним из самых информированных авторов древнего мира. Однако
и его книги имеют многочисленные купюры и позднейшие вставки христианских
цензоров.
Где-то в хранилищах Ватикана должны находиться архивы тамплиеров и
альбигойцев, архивы частных лиц, которых католическая церковь преследовала как
еретиков. А теперь следует напомнить о книгах цивилизаций Нового Света,
уничтоженных конкистадорами. Согласно официальной версии, Хуан де Сумаррага,
первый архиепископ Мехико, при помощи испанских солдат во исполнение буллы Папы
Римского Григория с каким-то остервенением сжигал все попадавшие к нему книги,
независимо от их содержания. Из всех документов майя доколумбовой эпохи
известными осталисьтолькотри манускрипта. Один, так называемый Кодекс Троано
(Кодекс Кортеса), хранится в Испании. Два других - в Дрездене и Париже. В1863
году была сделана ещё одна находка - в Королевской библиотеке Мадрида.
Священник Шарль Этьен Брассер де Бурбур обнаружил рукопись второго архиепископа
Юкатана Диего де Панда (1524-1579) «Сообщение о делах в Юкатане». Написана она
была с единственной целью: сохранить значение индейских иероглифов. То есть её
предполагалось использовать для расшифровки книг и календарей цивилизации
Нового Света. А иначе зачем де Панда потратил более десяти лет жизни на этот
труд, если, по официальной версии, все книги индейцев были сожжены?
Своеобразный словарь Диего де Панда был предназначен только для католических
королей и первосвященников. И Колумб писал отчёты о своих экспедициях только
католическим королям и Папе Римскому. Позже, несмотря на надлежащий уход и
охрану, рукопись архиепископа бесследно исчезла, а сохранившаяся копия XVII
века оказалась весьма неполной, с перепутанным порядком глав, а потому
малопонятной для современных исследователей.
Каков же вывод из всего вышеизложенного? Единственный: главная причина
сокрытия исторических книг - стремление монополизировать права на знания,
проливающие свет на тайну глобальных космических катаклизмов, которые легли в
основу всех религиозных культов. Строго говоря, о сохранении этихтайн заботились
правители и задолго до возникновения христианства. Плутарх свидетельствует в
«Жизнеописании Александра Македонского»: «Александр... не только усвоил учения
о нравственности и государстве, но приобщился и к тайным, более глубоким
учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали их
широкой огласке. Находясь уже в Азии, Александр узнал , что Аристотель
некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное
письмо: «Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только
для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те
самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел
бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших
предметах».
Автор: Бударин Михаил
Источник: Бударин, М. ТАЙНА ДРЕВНИХ БИБЛИОТЕК / М. Бударин // Чудеса и приключения. - 2009. - № 10. - С. 5-7.
|