23 ноября 1984 года состоялась премьера художественного фильма режиссёра Эльдара Рязанова "Жестокий романс".
Эльдар
Рязанов задумал экранизацию пьесы Островского «Бесприданница» после
того, как его сценарная заявка драмы «Дорогая Елена Сергеевна»
отправилась на полку. Он сразу решил изменить название, так как одна «Бесприданница» уже выходила на экраны в 1936 году, и режиссёр не хотел сравнений.
Рязанов
был большим поклонником романсов и решил использовать их не только в
музыкальном сопровождении, но и в названии будущего фильма. Романс
«Мохнатый шмель» — перевод стихотворения «Цыганская тропа» Редьярда
Киплинга, а слова к песне «Я, словно бабочка к огню…» Эльдар Рязанов
написал сам.
Для записи песен музыкальный редактор «Мосфильма»
предложила пригласить цыганку Валентину Пономарёву. Она была джазовой
исполнительницей и петь песни с серьёзными, сложными текстами ей было
непривычно, сначала она даже отказывалась, но режиссёру удалось её
уговорить. Когда фильм вышел, то певица не увидела своего имени в
титрах. Эльдар Рязанов не упомянул её не из каких-то личных соображений,
просто тогда это было необязательно. Валентина Пономарёва сильно
обиделась на режиссёра и долго с ним не общалась, а зрители были
уверены, что песни исполнила сама Лариса Гузеева.
Эльдар
Рязанов с самого начала видел в роли Паратова только Никиту Михалкова,
однако тот собирался снимать драму «Очи чёрные» и не гарантировал своё
участие. В качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова,
но замена не понадобилась, так как у Михалкова отложилась работа над
фильмом. На съёмках актёр вжился в образ разгульного барина Паратова и
устраивал регулярные банкеты всей съёмочной группе, а однажды даже
получил лицензию, сходил на охоту в костромские леса и потом угощал всех
медвежатиной.
Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, на
режиссёра обрушилась критика со стороны литературных и театральных
кругов. Его обвиняли в опошлении пьесы и глумлении над классикой,
сравнивали Ларису Огудалову с мадам Бовари, Паратова называли
«чувствительным суперменом», которого режиссёр явно не критикует, Ларису
Гузееву – беспомощной актрисой. Почти единственным человеком из
театральной среды, похвалившем экранизацию стала Нина Алисова –
исполнительница роли Ларисы Огудаловой в первой экранизации
«Бесприданницы».
Зрители же «Жестокий романс» приняли с
восторгом, причём, не только в СССР, но и за рубежом, и в 1984 году он
стал фильмом года по опросу журнала «Советский экран».