15 марта 2022 г. исполнилось 85 лет со дня рождения В. Г. Распутина (1937-2015 гг.), писателя произведения которого
выделяются в общем потоке современной литературы своей самобытностью.
Для
всех интересующихся творчеством Валентина Григорьевича (одного из
наиболее значительных представителей "деревенской прозы") подготовлена
библиографическая памятка "Живём и помним", в которой представлены
наиболее значимые произведения
этого самобытного сибирского писателя.
Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии», опубликованной в альманахе «Ангара» в 1967 г. В повести
речь идет о том, что волнует большинство людей: о совести, а не о
деньгах. Добры ли мы? Готовы ли помочь? Писатель сделал из продавщицы
Марии героиню с большой буквы. Он заглянул внутрь человеческой души,
чтобы сказать нам о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляя,
откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие, показывая
способность человека на добрые поступки. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу, после публикации которой его приняли в Союз писателей. Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству. В
1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную
известность и была переведена на десятки языков. В основе - бесхитростная житейская история: последние дни старухи Анны, дни подведения итогов. Как на исповеди, развертывается судьба человека. Свою жизнь она «как
работу, довела до конца». Анна - один из потрясающих женских образов
Распутина, пример трудолюбия, бескорыстия, ответственности перед работой,
детьми, окружающими. К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети - каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать
при смерти, и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому
они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И
характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В "Последнем сроке" Распутина
появляется уникальный взгляд на земной мир как временное обиталище
человека. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не
потерять человеческой сущности.
Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной
карточкой прозаика.
Это произведение «Прощание с Матёрой». Повесть "Прощание с Матёрой" (1976) - одно из вершинных произведений В.Распутина, насыщенное острыми проблемами. Эта повесть - проникновенное, печальное слово памяти по уходящей под воду сибирской деревни.
Остров, где она стоит, должен быть затоплен: рядом строят плотину для электростанции. Жителей переселяют в новый посёлок. Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и
ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая
колода на избе. Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая
горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина.
Пора прощаний и надежд, итогов и планов на будущее, ломка сложившегося и
зарождения неизведанного. Особенно трудно переезжать старикам - слишком
многое связано у них с Матёрой. Всю жизнь прожила на острове старуха Дарья, чьими глазами мы видим
события. Видим, как горят дома и леса, покидают деревню люди. Для всех
жителей Матёра как родная мать. Доживающие свои последние дни старухи во
главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок
(новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское
кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова,
отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает
повествование. Эта повесть заставляет нас увидеть и полюбить российскую
глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к
чему могут привести наша, равнодушие, безверие, утрата родовых корней. Эта
книга о почтительном отношении к предкам, о "малой" и большой Родине, о
духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. Пристальнее вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин
видел истоки бездуховности в социальной действительности. Коллеги прозаика
и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших
традиций русских классиков.
Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь
русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает
со всей мощью бескомпромиссностью - это отрыв от корней «иванов,
родства не помнящих». Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях. Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. Сюжетная канва повести - примерный
солдат Андрей Гуськов. В 1944 году, когда уже близка победа, после третьего
ранения он едва выжил. Выжить то выжил, но сломался и дезертировал,
понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на
передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает.
Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней
миллионы оттенков. И здесь в центре - таежная деревня с точно выписанными образами,
потому что для писателя, как всегда, важен не сюжет, не событие, как таковое, а
важны характеры, психологическое исследование предательства, его истоков и
последствий. Срывающийся от односельчан Андрей смотрит извне, со стороны,
на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не
имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой
Настёной, которая ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. В постоянном
страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В
центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие
как перед самим Андреем, так и - в ещё большей степени - перед его женой.
Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её
свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару. Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев:
"Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место
твоё - рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль
твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины
и народа, а стало быть, и для тебя". И написана повесть ради живых: живи и
помни, человек, для чего ты пришел в этот мир. Единство судьбы человека с
судьбой народа - вот идея повести. Без этого нет человека. Символическую роль
во многих произведениях Распутина играет Ангара. Вот и здесь она и
поддерживает, и оберегает, и судит и казнит. В творчестве В. Г. Распутина остро
поставлены проблемы отношений человека и природы. Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне
тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар». В 1985 году на страницах "Нашего современника" публикуется повесть Распутина «Пожар», которую можно воспринимать как продолжение "Прощания с Матёрой".
Здесь пожар для Распутина - символ, огненный знак беды, следствие неблагополучия в обществе. "Пожар" появился в переломное для
страны время - в самом начале активного поиска выхода из создавшегося
положения, решительного поворота к правде. Но и сегодня, когда мы многое
успели узнать и осознать, повесть Распутина остаётся одним из самых сильных
произведений
современности.
Сила
её
в
правде
жёсткой
и
резкой,
продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа.
Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь
друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Написанная двадцать
лет назад, она и о нас, сегодняшних людях, работящих и ленивых, отзывчивых и
равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга
бередит душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и
заглянуть в собственное "я". Говоря
о
творчестве
Валентина
Распутина,
нельзя
не
отметить рассказ "Уроки французского" (1973), который он
написал, возвращаясь к дням своего детства и юности.
Знаменитые и популярные повести Распутина не заслонили
этого великолепного рассказа. Голодные послевоенные
годы. Казалось бы, всё говорит мальчишке, оторванному от
дома: жизнь сурова, не жди от неё милостей и даров,
рассчитывай только на себя. Но судьба дарит ему встречу с
учительницей Лидией Михайловной будто явившейся из
другого мира. Её "уроки французского" - уроки милосердия и
стойкости, деликатности и достоинства - будут прочно усвоены героем рассказа,
укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости. В финале
изгнанная из школы Лидия Михайловна пришлёт своему ученику посылку. В ней
будут и яблоки, которые раньше он видел "только на картинках, но догадался,
что это они". Этот рассказ автобиографический. Учительница Лидия Михайловна
названа в рассказе своим собственным именем. В конце 90-х годов она была в
гостях у писателя, и они "долго и отчаянно" вспоминали школу, ангарский
посёлок и многое-многое из того трудного и счастливого времени. В 90-е годы писал много рассказов «Век живи, век люби», «Женский
разговор», «Что передать вороне?», «В ту же землю», "Россия молодая", «В
больнице» рассказы, поражающие глубочайшим психологизмом.
В круг писательского внимания Валентина Распутина всё чаще попадают проблемы
городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. В рассказах,
вошедших в книгу «В ту же землю», боль за человека становится особенно
острой. Его проза обретает публицистический накал. Вместе с другими художниками слова, такими как Ф. Абрамов, С. Залыгин,
В. Белов, Валентин Распутин поставил перед обществом ряд вопросов,
связанных с духовным миром современника, с его отношением к людям, к
своему роду и Родине, к труду и природе, к нравственным ценностям. На
протяжении всего творческого пути присутствовала в его творчестве публицистика, мужественная, честная, высокохудожественная. В разные годы вышло несколько книг его статей. («Что в слове, что за словом?» (очерки, интервью, рецензии), «Россия: дни и времена», «С любовью к Родине»). Эти же публицистические
интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина: рассказы "Видение",
"Вечером", "Нежданно-негаданно", "Новая профессия" (1997) нацелено на
прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в
России в постперестроечное время перемен. В 2003 году в иркутском журнале «Сибирь», а затем и в столичном «Нашем современнике» появляется повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Новая повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» - очень современна, она - о нашем
непростом времени, когда жизнь превратилась во «всесветную барахолку». Это история простой русской женщины Тамары Ивановны, своими руками
пристрелившей растлителя дочери в условиях тотальной коррумпированности иркутской милиции. В провинциальном городе, в Сибири, мать отомстила за изнасилованную кавказцем дочь – она убила его прямо в прокуратуре, не надеясь на справедливый суд и наказание насильника. Повесть драматична по содержанию, сложна по проблематике и правдива. Она о сегодняшнем дне, о том «дурном времени», в котором все мы пребываем уже более десяти лет. Писатель ставит перед современниками много сложных вопросов, среди них один из самых трудных - как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и «богатых», неправедно наживших капиталы. Ценность этой повести состоит в том, что она обращена к молодым людям. В ней содержатся не только острые, насущные вопросы, но и ответы на них.
Источник: - "Уроки жизни" (к 85-летию со дня рождения В. Г. Распутина) : методико-библиографическое пособие / МБУК «Молчановская межпоселенческая централизованная
библиотечная система» ; составление и компьютерный набор
Л. В. Буйницкая, гл. библиограф сектора читального зала МБУК «Молчановская МЦБ». - Молчаново, 2022. - 18 с. : ил. |