16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Литература

Библиографическая памятка "Живём и помним"
15.03.2022, 15:16
15 марта 2022 г. исполнилось  85 лет со дня рождения В. Г. Распутина (1937-2015 гг.), писателя произведения которого  выделяются в общем потоке современной литературы своей самобытностью.

https://pic.rutubelist.ru/video/ce/8f/ce8f0d83c4b75b84fd3128dfd0b7ce67.jpg

Для всех интересующихся творчеством Валентина Григорьевича (одного из наиболее значительных представителей "деревенской прозы") подготовлена библиографическая памятка "Живём и помним", в которой представлены наиболее значимые произведения этого самобытного сибирского писателя.

Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии», опубликованной в альманахе «Ангара» в 1967 г. В повести речь идет о том, что волнует большинство людей: о совести, а не о деньгах. Добры ли мы? Готовы ли помочь? Писатель сделал из продавщицы Марии героиню с большой буквы. Он заглянул внутрь человеческой души, чтобы сказать нам о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляя, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие, показывая способность человека на добрые поступки.
Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу, после публикации которой его приняли в Союз писателей. 
Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству. 
В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. 
В основе - бесхитростная житейская история: последние дни старухи Анны, дни подведения итогов. Как на исповеди, развертывается судьба человека. Свою жизнь она «как работу, довела до конца». Анна - один из потрясающих женских образов Распутина, пример трудолюбия, бескорыстия, ответственности перед работой, детьми, окружающими. К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети - каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать при смерти, и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В "Последнем сроке" Распутина появляется уникальный взгляд на земной мир как временное обиталище человека. 
Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности.
Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». Повесть "Прощание с Матёрой" (1976) - одно из вершинных произведений В.Распутина, насыщенное острыми проблемами. Эта повесть - проникновенное, печальное слово памяти по уходящей под воду сибирской деревни. Остров, где она стоит, должен быть затоплен: рядом строят плотину для электростанции. Жителей переселяют в новый посёлок. 
Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе. 
Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина. Пора прощаний и надежд, итогов и планов на будущее, ломка сложившегося и зарождения неизведанного. Особенно трудно переезжать старикам - слишком многое связано у них с Матёрой. 
Всю жизнь прожила на острове старуха Дарья, чьими глазами мы видим события. Видим, как горят дома и леса, покидают деревню люди. Для всех жителей Матёра как родная мать. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. 
В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование. Эта повесть заставляет нас увидеть и полюбить российскую глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша, равнодушие, безверие, утрата родовых корней. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о "малой" и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. 
Пристальнее вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью бескомпромиссностью - это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих». 
Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях. Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. Сюжетная канва повести - примерный солдат Андрей Гуськов. В 1944 году, когда уже близка победа, после третьего ранения он едва выжил. Выжить то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает. Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней миллионы оттенков. 
И здесь в центре - таежная деревня с точно выписанными образами, потому что для писателя, как всегда, важен не сюжет, не событие, как таковое, а важны характеры, психологическое исследование предательства, его истоков и последствий. Срывающийся от односельчан Андрей смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой Настёной, которая ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и - в ещё большей степени - перед его женой. Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару. 
Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твоё - рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя". И написана повесть ради живых: живи и помни, человек, для чего ты пришел в этот мир. Единство судьбы человека с судьбой народа - вот идея повести. Без этого нет человека. Символическую роль во многих произведениях Распутина играет Ангара. Вот и здесь она и поддерживает, и оберегает, и судит и казнит. В творчестве В. Г. Распутина остро поставлены проблемы отношений человека и природы.
Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар»
В 1985 году на страницах "Нашего современника" публикуется повесть Распутина «Пожар», которую можно воспринимать как продолжение "Прощания с Матёрой". Здесь пожар для Распутина - символ, огненный знак беды, следствие неблагополучия в обществе. "Пожар" появился в переломное для страны время - в самом начале активного поиска выхода из создавшегося положения, решительного поворота к правде. Но и сегодня, когда мы многое успели узнать и осознать, повесть Распутина остаётся одним из самых сильных произведений современности. Сила её в правде жёсткой и резкой, продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Написанная двадцать лет назад, она и о нас, сегодняшних людях, работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга бередит душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное "я". 
Говоря о творчестве Валентина Распутина, нельзя не отметить рассказ "Уроки французского" (1973), который он написал, возвращаясь к дням своего детства и юности. Знаменитые и популярные повести Распутина не заслонили этого великолепного рассказа. Голодные послевоенные годы. Казалось бы, всё говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от неё милостей и даров, рассчитывай только на себя. Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной будто явившейся из другого мира. Её "уроки французского" - уроки милосердия и стойкости, деликатности и достоинства - будут прочно усвоены героем рассказа, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости. В финале изгнанная из школы Лидия Михайловна пришлёт своему ученику посылку. В ней будут и яблоки, которые раньше он видел "только на картинках, но догадался, что это они". Этот рассказ автобиографический. Учительница Лидия Михайловна названа в рассказе своим собственным именем. В конце 90-х годов она была в гостях у писателя, и они "долго и отчаянно" вспоминали школу, ангарский посёлок и многое-многое из того трудного и счастливого времени. 
В 90-е годы писал много рассказов «Век живи, век люби», «Женский разговор», «Что передать вороне?», «В ту же землю», "Россия молодая", «В больнице» рассказы, поражающие глубочайшим психологизмом. В круг писательского внимания Валентина Распутина всё чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. В рассказах, вошедших в книгу «В ту же землю», боль за человека становится особенно острой. Его проза обретает публицистический накал. 
Вместе с другими художниками слова, такими как Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Белов, Валентин Распутин поставил перед обществом ряд вопросов, связанных с духовным миром современника, с его отношением к людям, к своему роду и Родине, к труду и природе, к нравственным ценностям. На протяжении всего творческого пути присутствовала в его творчестве публицистика, мужественная, честная, высокохудожественная. В разные годы вышло несколько книг его статей. («Что в слове, что за словом?» (очерки, интервью, рецензии), «Россия: дни и времена», «С любовью к Родине»). Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина: рассказы "Видение", "Вечером", "Нежданно-негаданно", "Новая профессия" (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. 
В 2003 году в иркутском журнале «Сибирь», а затем и в столичном «Нашем современнике» появляется повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Новая повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» - очень современна, она - о нашем непростом времени, когда жизнь превратилась во «всесветную барахолку». Это история простой русской женщины Тамары Ивановны, своими руками пристрелившей растлителя дочери в условиях тотальной коррумпированности иркутской милиции. В провинциальном городе, в Сибири, мать отомстила за изнасилованную кавказцем дочь – она убила его прямо в прокуратуре, не надеясь на справедливый суд и наказание насильника. Повесть драматична по содержанию, сложна по проблематике и правдива. Она о сегодняшнем дне, о том «дурном времени», в котором все мы пребываем уже более десяти лет. Писатель ставит перед современниками много сложных вопросов, среди них один из самых трудных - как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и «богатых», неправедно наживших капиталы. Ценность этой повести состоит в том, что она обращена к молодым людям. В ней содержатся не только острые, насущные вопросы, но и ответы на них.

Источник:
- "Уроки жизни" (к 85-летию со дня рождения В. Г. Распутина) : методико-библиографическое пособие / МБУК «Молчановская межпоселенческая централизованная библиотечная система» ; составление и компьютерный набор Л. В. Буйницкая, гл. библиограф сектора читального зала МБУК «Молчановская МЦБ». - Молчаново, 2022. - 18 с. : ил.
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]