16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Литература

Фэнтези: страна меча и магии
09.09.2018, 09:22
Фэнтези, жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде он сформировался в начале XX века. 

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки.

Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконов, эльфов, гномов, троллей), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950—1956) К.С.Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на его развитие. Преемниками Дж. Р. Р. Толкиена можно назвать практически всех писателей жанра фэнтези, к примеру, Кристофер Паолини со своей тетралогией об «Эрагоне». Сегодня произведения в жанре фэнтези приобрели огромную популярность, в этом направлении работают тысячи писателей-фантастов.

Российская фантастическая литература имеет богатые традиции, однако ее успехи в основном связаны с научной фантастикой. Что же касается русского фэнтези, то несколько десятилетий назад это словосочетание не имело никакого смысла: его просто не существовало. Жанр фэнтези в массовом сознании ассоциировался, прежде всего, с именами Толкиена и Говарда. Однако сейчас это отношение коренным образом поменялось: русские авторы вышли вперед и переиграли практически всех маститых иноземцев.

Существующее большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг или снято по их мотивам. В число экранизаций входят «Властелин колец» режиссёра Питера Джексона, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Эндрю Адамсона. По мотивам книг сняты также «Конан-варвар» Джона Милиуса и «Конан-разрушитель» Ричарда Фляйшера, «Звёздная пыль» (по Нилу Гейману), «Волкодав из рода Серых Псов» Н. Лебедева, сериалы «Ведьмак» и «Волшебник Земноморья».

Фэнтези также представлено в анимации, в частности картинами «Огонь и лёд», и «Властелин колец» Ральфа Бакши, «Хоббит» и «Возвращение Короля» Рэнкина и Бэсса, «Dragonlance:Драконы осенних сумерек» Меньота, французский фильм «Дети дождя» и др., К фэнтези относятся такие японские анимационные сериалы (аниме), как: Naruto, Berserk, Chrono Crusade, Claymore, Shoujo Kakumei Utena и т. д. 

Различают несколько поджанров фэнтези, а именно: эпическое, тёмное, славянское, историческое, городское, героическое, юмористическое, детское и женское фэнтези и т.д.

Эпическое фэнтези

Со времен Толкиена эпическое фэнтези было и остается одним из наиболее востребованных направлений фэнтезийного жанра. 

Лучшие мастера жанра открывают читателям врата в сказочные миры, где силы Света и Тьмы сходятся в кровавых битвах, чтобы нарушить сложившееся вековечное Равновесие. Эти миры населены драконами и людьми, эльфами и гномами, орками, гоблинами и другими мифологическими существами, которые любят и жертвуют, сражаются и ненавидят во имя единственной великой цели. 

Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Амбер» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, в России — Ник Перумов.

В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошел от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жесткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «Постмодернистское фэнтези» (Джордж Мартин, Анджей Сапковский). 

Тёмное фэнтези (Dark Fantasy)

Впервые название Dark Fantasy увидело свет в 1973 году — так именовался небольшой фэнзин (непрофессиональный журнал, выпускаемый фэнами, как правило, небольшим тиражом). Затем термин начали использовать редакторы, для привлечения аудитории. В 1987 году Джек Уильямсон, писатель-фантаст, один из классиков мировой научной фантастики, выделил темное фэнтези как отдельный вид мистической литературы. А в июне 1991 обозревательница журнала «Локус» (ежемесячный американский журнал, рассказывающий о литературной индустрии научной фантастики и фэнтези) Фарен Миллер обозначила этот жанр как историю с элементами хоррора и готики, действие которой происходит в антураже традиционного фэнтези. Сейчас к темному фэнтези причисляют три группы фантастической литературы: традиционное фэнтези с «темным» оттенком; разновидность мистического хоррора; фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле.

Классический пример литературы в жанре тёмного фэнтези это цикл «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.

В других видах искусства показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миура «Берсерк», повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.

Славянское фэнтези

В писательской «кухне» для каждого жанра есть свой рецепт. Славянское фэнтези – не исключение. С одной стороны, главные составляющие — историко-мифологические данные: предания, былины, мифы. С другой — стандартные фэнтезийные каноны: любовь, приключения, странствия. От пропорций, в которых смешиваются эти ингредиенты, и зависит конечный результат. 

Славянский фольклор так и просится улечься в фэнтезийные рамки. Из сказок и былин вышли и главные герои — Илья Муромец с Добрыней и Алешей, и злодеи — Кащей Бессмертный, Баба Яга, и различная нечисть — лешие, русалки и т.д. Да и сюжетные цели похожи: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». 

Историческое фэнтези

Историческое фэнтези — не отдельное направление, а авторский прием, привязка сказочно-магической фантастики к реальному прошлому или его героям. У каждого писателя — свой подход к использованию этого приема, но несколько общих методов здесь выделить можно. Один из популярных — сюжет книги разворачивается в мире, "позаимствованном” из реальной истории — разумеется, с некоторыми изменениями. Большое значение авторы таких произведений придают псевдореалистическому фону, почти неотличимому от нашего прошлого. Иногда в качестве антуража фэнтезийных сюжетов писатели используют лишь отдельные исторические события. Еще один творческий подход — произведения, в центре которых стоит реальная историческая личность, впутанная в невероятные магические события. Солидный пласт такого фэнтези основан на классической мифологии — античной, скандинавской, кельтской. Конечно, фрагменты истории в таких книгах незначительны, но львиная доля мифологии имеет под собой некую реальную основу.

Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский. 

Городское фэнтези

Городское фэнтези — поджанр фэнтези, который основан на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором. Городское фэнтези соединяет в себе традиции фантастики и реалистичной прозы. Эта разновидность фэнтези имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования. Первопроходцем городской фэнтези в России иногда называют Н. В. Гоголя, «петербургские повести» которого определили эстетику русской городской сказки. Воплощением лучших традиций русской городской мистики является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Героическое фэнтези

Героическое фэнтези — поджанр фэнтези, также известный как «магия и меч» (англ. sword and sorcery). Герои в сверкающих доспехах сражаются со злом, пьют эль, ищут сокровища и спасают красивых женщин. В этом непростом деле воину помогает маг или жрец, сдерживающий порывы друга и дающий мудрые советы. Место действия, как правило, Средневековье.

Героическое фэнтези от эпического отличается меньшим размахом — герой больше не мир спасает, а решает личные проблемы. Гораздо реже появляется абсолютное добро. А вот абсолютное зло частенько присутствует — в виде древних богов, мерзких культистов и тиранов, стремящихся поработить мир.

Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе. 

В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность «Славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин).

Юмористическое фэнтези

Посмеяться любят все. При этом кому-то нравятся немудреные, как дедовский валенок, заезженные шуточки, другим подавай оригинальные высоколобые остроты, третьи предпочитают злую издевку, а четвертые... Мир фэнтези многообразен и широк, в нем найдется место для разных предпочтений, а юмор — одно из наиболее востребованных направлений литературы. Однако, как ни странно, юмористическое фэнтези появилось сравнительно недавно. И если вы устали от строящих коварные планы некромантов, изощренных интриг королей, кровавых битв гоблинов и эльфов, — погрузитесь с головой в миры Ольги Громыко или Андрея Белянина. Посмейтесь над навязшими в зубах штампами жанра, улыбнитесь остроумной шутке, переживите вместе с героями какие-нибудь веселые приключения... Отдохните душой, ведь смех продлевает наше земное существование, а значит, со сколькими еще интересными книгами, фильмами и играми вам выпадет шанс познакомиться!

Детское фэнтези

В литературе для детей сохраняются принципы мифологизации, перешедшие из «взрослого» фэнтези. Миф проявляется в разных формах – приём двойничества, оборотничества, совмещение реального и мифологического пространства и времени, создание авторской мифологии. Однако в детской литературе мифический сюжет приобретает не героический, а гротескный характер, а в центре внимания – тема иррационального и немотивированного чуда.

Женское фэнтези

Характерная черта женского фэнтези – отождествление центрального действующего лица с собой любимой.

А типичный сюжет строится приблизительно так: главная героиня – ведьма (девушка со способностями, избранная, украденная принцесса, храбрая воительница). Она попадает в параллельный мир, где обязательно в ассортименте есть гномы, драконы, тролли, вампиры, рыцари, колдуны и настоящий злодей, с которым ей, естественно, предстоит сражаться. Девушку ждёт небывалый фурор среди тамошних представителей сильной половины человечества, даже если в своём мире она не пользовалась популярностью. В числе друзей, приобретённых нашей героиней на тернистом пути, оказываются гоблины, некроманты, вервольфы, русалки и прочие. Апофеозом всего становится развязка — девушка влюбилась. Понятно это с первых страниц, но на протяжении всего повествования все (включая автора и читателя) делают вид, будто ничего не замечают, как не замечают чувств друг друга центральные персонажи. И итогом многостраничных мучений является свадьба.

Игровое фэнтези

Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» fantasy могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга — например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Трейси Хикмена и Маргарет Уэйс, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе. 

Техно-фэнтези

В произведениях жанра техно-фэнтези сосуществуют магия и высокие технологии. Это может быть и скрытое существование мифических существ в современном мире, и противостояние эльфов и паровых машин гоблинов в Средиземье, или всё та же классическая вселенная «Властелина колец», но достигшая в развитии технологий «постиндустриального» периода. 

Представителями литературного техно-фэнтези являются «Наковальня мира» Кейдж Бейкер, «Ожерелье королевы» Терезы Эджертон, «Война цветов» Тэда Уильямса, «Не время для драконов» Ника Перумова и Сергея Лукьяненко, «Магия, Инкорпорейтед» Роберта Хайнлайна и многие другие. Невозможно также не помянуть Нью-Кробизонский цикл Чайна Мьевилля, действие которого происходит в причудливом мегаполисе, где магия соседствует с мутантами, киборгами, искусственным интеллектом и технологиями будущего — этакий «Властелин Колец», заснувший в «Матрице».

Пожалуй, лучшая технофэнтези-игра — РПГ «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» (2001). В числе других немногочисленных представителей техно-фэнтези-игр — «Soulbringer», вселенные «Warhammer 40000», «Silverfall» и «Final Fantasy».

Если вам скучно, нечем заняться, а думать совсем не можется – читайте традиционное женское фэнтези. Читайте его и тогда, когда вы одиноки, несчастны, мучаетесь тоской и ипохондрией или мечтаете о прекрасном принце.

Более подробно можно прочитать здесь
http://puma-tuc.narod.ru/knigi/soderjanie-What_fantasy.html
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 65 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]