История старообрядчества — это история русского народа, принявшего
святое крещение в 988 году. Это история каждого, чьи предки родились и
жили на Русской земле. История русского государства с православными
самодержцами и простыми верующими. История народа,
просиявшего великими святыми, в числе которых преподобный Сергий
Радонежский, благоверный князь Александр Невский, святые чудотворцы Петр
и Феврония Муромские и множество других.
Старообрядчество — социальное, религиозное, культурное явление русской и мировой истории. Возникло оно во второй половине XVII-го века и продолжает сохраняться в наше время. Старообрядцы вынуждены были переселяться из одного места в другое, чтобы избежать преследования. За пределами России их более всего волновали вопросы жизненного сплочения, сохранения старой веры. Они всегда оставались приверженцами глубокой религиозности в сочетании с силой чувства и воли.
Время показало, что старообрядцы в условиях изоляции (вплоть до бытовых) от представителей официального православия и разных собственных согласий, сохранили традиции благочестия, то есть подлинного христианского настроения, а также средневековые памятники книжности, литературы и искусства. Но реальный образ жизни неизбежно выводил старообрядцев на контакты с соседним, мирским населением и поэтому были выработаны нормы поведения и формы общения социально-психологического плана, которые регулировали поступки относительно «не своих людей».
В наше время старообрядчество возрождается. Строятся храмы, печатаются книги, журналы, газеты, работают воскресные школы. Проводятся экспедиции по сбору книжных памятников, фактического материала, необходимого для анализа соотношения механизма сохранения традиций и возникновения новаций, специфики этого соотношения в разное время и в разных регионах.
Истории старообрядчества посвящаются научные конференции, на которых наравне с учеными присутствуют представители старообрядческих общин. Значительное внимание стало уделяться проблемам предпринимательства, языка, музыкальной культуры и фольклора. Исследуется процесс формирования старообрядческой идеологии в связи с политикой правительства.
Понятно, что обращение к старообрядчеству — это обращение к своим корням. Но это и познание того мироустройства, которое позволяло жить многим поколениям людей в постоянно изменяющейся, чаще всего, Агрессивной социальной, экономической и культурной окружающей действительности.
Преодолевая трудности, старообрядцы создали инструменты сохранения и воспроизводства религиозных и социально-культурных основ движения и доказали свои способности к сохранению основ веры, традиционной культуры, языка.
Изучение проблем старообрядческой истории и культуры сегодня актуально и по причине поиска общественными силами и политическими движениями опоры в решении важных проблем современности в собственной истории. Старообрядцы, как известно, сохранили и развили учение об особом историческом пути русского народа, о Святой Руси и о Москве как о третьем Риме. Поэтому у них есть что понимать исключительно в контексте их отношения к состоянию национального характера и православного типа сознания.
Старообрядчество не осталось без внимания русской художественной литературы. Мы имеем прекрасные произведения, в которых освещена история согласий и общин, взаимодействие ревнителей старой веры в крестьянской среде, отстаивание религиозного самосознания и быта.
Среди них — романы «В лесах» и «На горах» русского писателя П. И. Мельникова-Печерского, преподававшего в Пермской мужской гимназии. Свои взгляды на старообрядцев высказывали русские философы В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С А. Зеньковский и другие. О них же размышлял историк и культуролог Г. П. Федотов.
Старообрядчество – это
удивительное окно в вечность. Ведь через него мы можем заглянуть в глубь
веков. Через него до нас доходит немеркнущий свет исконного христианства.
Автор: Г. Н. Чагин, доктор исторических наук, профессор Пермского государственного университета
Источник: предисловие к книге
- Турова, Е. Кержаки : рассказы из жизни крестьян-старообрядцев
Пермского края / Е. Турова ; предисловие Чагина Г. Н. - Пермь : Маматов,
2008. - 224 с.
Читать ещё по этой теме:
- Белобородов, С. А. Староверы горнозаводского Урала : страницы
истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII – начала XX в. :
монография / С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 382 с.
- Боровик, Ю. В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX –
начале XX в. : конфессиональное сообщество и семья Екатеринбурга :
монография / Ю. В. Боровик. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 448 с.
- Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. : Источники, типы и эволюция / Н. Ю. Бубнов ; Б-ка Рос. АН. - СПб. : БАН, 1995. - 435 с.
- Боровик, Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох
(1905–1927) : монография / Ю. В. Боровик. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 212 с.
- Велецкая, Н. Н. Символы славянского язычества / Н. Н. Велецкая. - Москва : Вече, 2009. - 320 с. - (Тайны Земли Русской).
- Димухаметова, С. А. Мир вещей русских крестьян. XIX-XX века: Традиционная
народная культура русского старообрядческого населения Верхокамья : Из
собрания Пермского краевого музея : каталог / С. А. Димухаметова ; под научн. рук. Г. Н.
Чагина. - Пермь : Пушка, 2010. - 448 с. : ил. - (Коллекция).
- Катунский, А. Е. Старообрядчество / А. Е. Катунский. - Москва :
Политиздат, 1972. - 120 с. - (Библиотека "Современные религии").
- Климов Е.Ф. Трагедия: История судеб людей и деревень староверов.
Воспоминания и размышления. Соколовский край (регион) Верещагинского
района Пермской обл. в составе трех сельсоветов: Соколовский,
Сергеевский, Нифонятский. Период 1918 -1998 гг. 80 лет. - Соколово,
2003.
- Миловидов, В. Ф. Современное старообрядчество / В. Ф. Миловидов. - Москва : Мысль, 1979. - 126 с.
- Пути Русской Голгофы : сборник / сост. Г. С. Чистяков. - Москва :
Информ.-изд. отд. Московской Митрополии Русской православной
старообрядческой церкви, 2013. - 423 с. : ил.
- Русское старообрядчество : традиции, история, культура /
Д. Урушев. - Москва : Эксмо, 2016. - 350 с.
- Соколов, А. Н. Православная Церковь и старообрядчество / митрофорный
протоиерей Александр Соколов. - Нижний Новгород : Кварц, 2012. - 430 с.
- Старообрядческий мир Волго-Камья. Проблемы комплексного изучения : материалы научной конференции. - Пермь, 2001. - 282 с.
- Традиционная культура Пермской земли : к 180-летию полевой археографии в
Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья
/ отв. ред. И. В. Поздеева. - Ярославль :
Ремдер, 2005. - 480 с. : ил. - (Мир старообрядчества. Вып. 6).
- Турова Е. Кержаки : проза / Е. Турова. - Пермь, 2007. - 320 с. : ил.
- Турова, Е. Кержаки : рассказы из жизни крестьян-старообрядцев Пермского края / Е. Турова ; предисловие Г. Н. Чагина. - Пермь : Маматов, 2008. - 224 с.
- Урушев, Д. А. История русского старообрядчества / Д. А. Урушев. -
Москва : Вече, 2014. - 255 с. : ил.
- Чудинова, Г. Ино еще побредем : литературно-художественное издание / Г. Чудинова. - Пермь : Печатник, 2013. - 196 с.
- Чудинова, Г. Рассказы о староверах / Г. Чудинова. - Пермь, 2010.
|