4 июня 1922 года на свет родился «Крокодил», любимое издание советских граждан. Сначала это было приложение к «Рабочей газете» и выпускалось оно раз в неделю. Тогда у него и названия-то не было, но приложение расширялось от номера к номеру и вскоре стало самостоятельным журналом.
Подросшему проекту срочно требовалось оригинальное название, чем и была озадачена редакция накануне выхода 13 номера (27 августа 1922 года).
Существует две версии знаменитого «зубастого» названия. Редколлегия долго обсуждала различные названия для нового журнала. Под общий смех и иронические возгласы член редколлегии «Рабочей газеты» Сергей Гессен совсем еще молодой журналист предложил название «Крокодил».
Впрочем, возможно, Гессен вовсе не придумал, а вспомнил про одноименный сатирический журнал из Одессы, просуществовавший всего два года, с 1911 по 1912 гг. Только художники решили раскрасить нового крокодила в революционный красный цвет, да сунули ему в руки вилы.
Есть и другая версия. Идею подкинула уборщица, пришедшая утром после мозгового штурма творческого коллектива и обозвавшая присутствующих «крокодилами» за мусор и грязь.
8 ФАКТОВ О «КРОКОДИЛЕ»:
1. Задачи «Крокодила» были хорошо описаны в первом номере – в нем опубликовали программное стихотворение Демьяна Бедного «Красный Крокодил – смелый из смелых! – против крокодилов черных и белых»:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила –
Вот какова задача
Красного Крокодила!
Собственно «Крокодил» не был сборником анекдотов. Он был реальным рупором политической борьбы.
2. На средства редакции и читателей «Крокодила» построили специальный агитационный самолет, на котором спецкоры издания летали в отдаленные уголки страны.
3. Из-за ограничений печатной машины полиграфия «Крокодила» была своеобразной: одну сторону печатали в четыре краски, а вторую – в две. Машину прозвали «крокодилкой».
4. Большим успехом пользовалась рубрика «Нарочно не придумаешь», где собирались смешные и странно выглядящие ценники, вывески, газетные объявления. А композитор Дмитрий Шостакович написал «Пять романсов для баса и фортепиано на слова из журнала «Крокодил». В качестве текстов он использовал отрывки из этой самой рубрики.
5. Изначально в «Крокодиле» изображались реальные люди, но после их заменили выдуманными персонажами – на страницах издания таких было несколько десятков. Читатели могли встретить большую семью крокодилов, Арлекина и Коломбину из драмы Александра Блока «Балаганчик» и даже вымышленного корреспондента несуществовавшей газеты «Собутыльник» Хмельного.
6. Журнал сотрудничал с такими знаковыми писателями и художниками, как Михаил Зощенко, Илья Ильф, Евгений Петров, Владимир Маяковский, Кукрыниксы, Борис Ефимов, Константин Ротов, Владимир Мочалов и др.
7. Журнал выходил три раза в месяц и достигал 6 500 000 миллионов экземпляров, а редакция ежемесячно получала 6–7 тысяч писем читателей.
8. В 2000-м легендарный «Крокодил» закрылся. Но спустя год вышло издание под названием «Новый Крокодил», которое проработало до 2004 года. В 2005-м «Крокодил» вновь попытались реанимировать, в новой редакции он просуществовал до 2008 года, но так как, не завоевав широкую аудиторию, закрылся.
9. Аналогичные журналы существовали во всех союзных и шести автономных республиках СССР. Например, «Возни» («Ёжик») в Армянской ССР, «Кипэруш» («Перчик») в Молдавской ССР, «Муштум» («Кулак») в Узбекской ССР, «Ара» («Шмель») в Казахской ССР, «Dadzis» («Репейник») в Латвийской ССР.