«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА» - широко известное во всём мире и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В
нём содержится художественно-документальное описание создания в 1920 г.
под Полтавой и руководства автором до середины 1928 г. Колонией им.
Горького, где удалось весьма успешно возвращать в полноценную культурную
и общественную жизнь несовершеннолетних беспризорников и
правонарушителей на основе посильного общественно полезного труда,
продуманного и разумного привлечения воспитанников к соуправлению единым
коллективом, единства доверия и требовательности ко всем членам этого
коллектива включая вольнонаёмных преподавателей, мастеров и т. д.
А. С. Макаренко посвятил «Педагогическую поэму» своему
«шефу, другу и учителю Максиму Горькому». И это было не лишено
оснований, так как, не будь многолетней поддержки со стороны писателя,
как моральной, так и финансовой, автор вряд ли сумел бы завершить данную
работу. Затем Горький стал и первым редактором «Поэмы», которая вышла в
1934–1936 гг. тремя отдельными частями в литературном альманахе «Год
XVII» (№№ 3, 5) и, соответственно, «Год XVIII» (№ 8), основателем и
главным составителем которого он был.
Книга вызвала восторженные отзывы читателей. Макаренко отмечал: «....В «Педагогической поэме» нет выдумки, за исключением отдельных фамилий и отдельных ситуаций».
Большинство героев имеют прототипов. Неповторимое своеобразие книги в
сочетании документальности и художественного вымысла, бытовой
достоверности и романтической приподнятости, лирики, юмора.
С 1920 по 1932 год Антон Семёнович Макаренко руководил колониями для малолетних правонарушителей. После войны и двух революций в стране были большие проблемы с преступностью малолетних подростков. Дети беспризорники занимались попрошайничеством и воровством, их отлавливали и отправляли в колонии для перевоспитания.
Он писал: «К нам приводят запущенного парня. Я делаю из него человека. Я поднимаю в нем веру в себя. Говорю ему о человеческой и рабочей чести. Но оказывается, все это ересь — нужно воспитывать классовое самосознание, то есть научить трепать языком по тексту учебника политграмотности. <…> Я всегда честно пытался разобраться в теории воспитания коммунистической личности. Но с первых же ее строчек у меня немедленно разжижались мозги». Много проблем, трудностей и переломных моментов было в перевоспитании колонистов, прежде чем заведующему колонией удалось сформировать полноценный коллектив молодых подростков.
Несмотря на все это А.С. Макаренко смог найти подход к каждому воспитаннику и сумел создать из трудновоспитуемых подростков горячо преданных социалистической Родине граждан, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать.
Среди его воспитанников — 5 орденоносцев и героев Великой Отечественной войны. Это Семён Афанасьевич Калабалин, Леонид Вацлавович Конисевич, Иван Демьянович Токарев, Василий Тимофеевич Цымбал (Герой Советского Союза), Алексей Григорьевич Явлинский — отец политика Григория Явлинского. А воспитанников, которые благодаря наставлениям, неравнодушию и деятельному участию Макаренко выбились «в люди», попросту не счесть.
В эпилоге «Педагогической поэмы» Антон Семенович писал: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет летчиком; в летчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике. (…) и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофер, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев, и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтер Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алешка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие другие».
После выхода «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко приняли в Союз писателей СССР. Его «Педагогическая поэма» была переведена впоследствии на 36 языков и сейчас издаётся за рубежом большими тиражами. Во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации.
В 1955 г. по книге снят фильм с одноименным названием (реж.: Алексей Маслюков, Мечислава Маевская). В 1956 г. фильм принимал участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.
Сочинения: - Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко ; рис. В. Аверкиева. - Пермь : Книжное издательство, 1986. - 575 с. : ил. - (Юношеская библиотека).
Литература: - Костелянец, Б. Педагогическая поэма А. С. Макаренко / Б. Костелянец. - 2-е изд., доп. - Ленинград : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1977. - 112 с. - (Массовая историко-литературная библиотека).
|