16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Литература

ПРЕКРАСНОЕ - СВОИМИ РУКАМИ. Гравировка
21.01.2022, 13:28
В России 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Данная культурная программа очень актуальна, так как Россия – одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия.

Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся ещё много веков назад. Изделия русских мастеров прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за её пределами.

Народные промыслы бережно хранятся и возрождаются мастерами. Пока не забыто народное творчество и развивается прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.

Литература, представленная в этом материале из фондов нашей библиотечной системы, может быть полезна как широкому кругу лиц, так и специалистам по декоративно-прикладному искусству.

ГРАВИРОВКА

История гравировки по металлу насчитывает не одно тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной кавказскими художниками-граверами еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В основном это оружие - боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.
Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах.
Неповторимым своеобразием отличались медные павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок, журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой.
Существуют две основные техники гравировки - штриховая гравировка и обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность металла наносят порезки в виде контурных линий и штрихов. Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов. 

ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА

Когда речь заходит о пряниках, все вспоминают Тулу, о матрешках – Сергиев Посад. А когда разговор касается искусства гравюры, на ум сразу же приходит уральский город Златоуст. И неспроста, ведь это место по праву считается своеобразной столицей искусства художественной гравюры на металле. Настоящая златоустовская гравюра – это уникальный симбиоз неповторимой техники, изысканного дизайна и высокого качества.


Своим происхождением златоустовская гравюра обязана оружейному промыслу. Ведь если заглянуть в историю, можно узнать, что именно благодаря открытию на Южном Урале мастерских по производству холодного оружия и зародилось это искусство.

Произошло это в начале 19 века – в период правления императора Александра I. Дело в том, что тульские оружейники уже не справлялись с потоком заказов, и поэтому было решено организовать дополнительное производство для удовлетворения нужд армии.Выбор пал на южноуральский город Златоуст. Он подходил по всем параметрам: месторасположение, запасы необходимых природных материалов, талантливые мастера.


Вид на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Поначалу здесь выпускали самое обычное оружие. Однако через какое-то время перешли на создание украшенного оружия. В освоении новой сферы мастерам помогали специально приглашенные мастера из Германии. Однако, как гласит история, зарубежные художники обучили русских умельцев лишь азам, свой особенный метод уральские мастера разработали самостоятельно путем проб и ошибок.

В основу нового искусства легла ручная гравировка по металлу с использованием таких методов как золочение, серебрение, никелирование. Возникновением искусства златоустовской гравюры мы обязаны мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. В отличие от иностранных мастеров, работавших в основном иглой и резцом, наши рисовали кистью со специальным резервирующим составом, который отталкивает кислоту. После травления фон выжигался, а рисунок оставался рельефным. Также талантливые мастера добились прочного соединения золота со сталью с помощью закалки и расширили цветовую гамму гравюры. Цвет в златоустовском промысле создается во­ро­не­нием: при разном нагреве ста­ль обретает разные от­тен­ки — от чер­но-барха­ти­сто­го до го­лу­бо­го или фио­ле­то­во­го.
Со­че­та­ние воронения с на­сеч­кой, зо­ло­че­ни­ем и се­реб­ре­ни­ем создает ха­рак­тер­ный для златоустовской гравюры эф­фект жи­во­пис­но­сти.
С тех пор шло постоянное усовершенствование и развитие технологии создания гравюры, что позволяет изобразительным возможностям этого вида искусства расширяться.На протяжении многих лет уральские умельцы практиковали лишь украшение оружия.

Памятник Бушуеву И. Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков.

Однако позднее стали осваивать и другие сферы.

Так в Златоусте стали выпускать украшенную посуду, предметы интерьера, книги и даже разнообразные произведения искусства. В основе декоративного оформления всех вещей неизменно оставалась традиционная гравюра Златоуста.

На сегодняшний день мастера с Южного Урала являются бесспорными лидерами по созданию уникальных изделий из металла с традиционной гравюрой ручной работы. Художники работают в весьма широком диапазоне, создавая как изделия для повседневного использования, так и коллекционные работы с уникальным дизайном: картины, гравюры Златоуст, модели архитектурных сооружений, эксклюзивное оружие и многое другое.

Источник:
- Златоустовская гравюра. - Текст : электронный // "Ярмарка Мастеров". - 2018. - 31 января. - URL : https://www.livemaster.ru/topic/2734477-zlatoustovskaya-gravyura (дата обращения: . .2022).

Литература:
  • Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ / Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп.  - Москва : Высш. шк., 1986. - 318 с. : ил.
  • Подгорный, Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование : [практическое пособие] / Н. Л. Подгорный. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 320 с. : ил. - (Учебный курс).
  • Прекрасное - своими руками : народные худож. ремесла / сост. С. Газарян. - Москва : Детская литература, 1979. - 158 с. - (Знай и умей).
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 227 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]