В России 2022 год объявлен Годом народного
искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Данная культурная программа очень актуальна, так как Россия – одна из
немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов,
которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового
культурного наследия.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, в
которой отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся ещё
много веков назад. Изделия русских мастеров прекрасным образом сочетают в
себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны
не только в России, но и за её пределами.
Народные промыслы бережно хранятся и
возрождаются мастерами. Пока не забыто народное творчество и развивается
прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.
Литература, представленная в этом материале из фондов нашей
библиотечной системы, может быть полезна как широкому кругу лиц, так и
специалистам по декоративно-прикладному искусству.
ГРАВИРОВКА
История гравировки по металлу насчитывает не одно тысячелетие. Широко
известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной
кавказскими художниками-граверами еще в начале первого тысячелетия до
новой эры. В основном это оружие - боевые топоры и кинжалы, украшенные
гравированными орнаментами и изображениями животных. Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов
оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах. Неповторимым своеобразием отличались медные павловские замки для ларцов
и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок,
журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой. Существуют две основные техники гравировки - штриховая гравировка и
обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность металла наносят
порезки в виде контурных линий и штрихов. Обронная резьба представляет
собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой
изобразительных элементов.
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА
Когда речь заходит о пряниках, все вспоминают Тулу, о матрешках – Сергиев Посад. А когда разговор касается искусства гравюры, на ум сразу же приходит уральский город Златоуст. И неспроста, ведь это место по праву считается своеобразной столицей искусства художественной гравюры на металле. Настоящая златоустовская гравюра – это уникальный симбиоз неповторимой техники, изысканного дизайна и высокого качества.
Своим происхождением златоустовская гравюра обязана оружейному промыслу. Ведь если заглянуть в историю, можно узнать, что именно благодаря открытию на Южном Урале мастерских по производству холодного оружия и зародилось это искусство.
Произошло это в начале 19 века – в период правления императора Александра I. Дело в том, что тульские оружейники уже не справлялись с потоком заказов, и поэтому было решено организовать дополнительное производство для удовлетворения нужд армии.Выбор пал на южноуральский город Златоуст. Он подходил по всем параметрам: месторасположение, запасы необходимых природных материалов, талантливые мастера.
Вид
на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в
верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу
Свято-Троицкий собор. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. Поначалу здесь выпускали самое обычное оружие. Однако через какое-то время перешли на создание украшенного оружия. В освоении новой сферы мастерам помогали специально приглашенные мастера из Германии. Однако, как гласит история, зарубежные художники обучили русских умельцев лишь азам, свой особенный метод уральские мастера разработали самостоятельно путем проб и ошибок. В основу нового искусства легла ручная гравировка по металлу с использованием таких методов как золочение, серебрение, никелирование. Возникновением искусства златоустовской гравюры мы обязаны мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. В отличие от иностранных мастеров, работавших в основном иглой и резцом, наши рисовали кистью со специальным резервирующим составом, который отталкивает
кислоту. После травления фон выжигался, а рисунок оставался рельефным.
Также талантливые мастера добились прочного соединения золота со сталью
с помощью закалки и расширили цветовую гамму гравюры.
Цвет в златоустовском промысле создается воронением: при разном
нагреве сталь обретает разные оттенки — от черно-бархатистого
до голубого или фиолетового. Сочетание воронения с насечкой,
золочением и серебрением создает характерный
для златоустовской гравюры эффект живописности. С тех пор шло постоянное усовершенствование и развитие технологии создания гравюры, что позволяет изобразительным возможностям этого вида искусства расширяться.На протяжении многих лет уральские умельцы практиковали лишь украшение оружия.
Памятник Бушуеву И. Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков.
Однако позднее стали осваивать и другие сферы.
Так в Златоусте стали выпускать украшенную посуду, предметы интерьера, книги и даже разнообразные произведения искусства. В основе декоративного оформления всех вещей неизменно оставалась традиционная гравюра Златоуста.
На сегодняшний день мастера с Южного Урала являются бесспорными лидерами по созданию уникальных изделий из металла с традиционной гравюрой ручной работы. Художники работают в весьма широком диапазоне, создавая как изделия для повседневного использования, так и коллекционные работы с уникальным дизайном: картины, гравюры Златоуст, модели архитектурных сооружений, эксклюзивное оружие и многое другое.
Источник:
- Златоустовская гравюра. - Текст :
электронный // "Ярмарка Мастеров". - 2018. - 31 января. - URL : https://www.livemaster.ru/topic/2734477-zlatoustovskaya-gravyura
(дата обращения: . .2022).
Литература:
- Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ /
Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. -
318 с. : ил.
- Подгорный, Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование : [практическое пособие] / Н. Л. Подгорный. -
Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 320 с. : ил. - (Учебный курс).
- Прекрасное - своими руками : народные худож. ремесла / сост. С. Газарян.
- Москва : Детская литература, 1979. - 158 с. - (Знай и умей).
|