В России 2022 год объявлен Годом народного
искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Данная культурная программа очень актуальна, так как Россия – одна из
немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов,
которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового
культурного наследия.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, в
которой отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся ещё
много веков назад. Изделия русских мастеров прекрасным образом сочетают в
себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны
не только в России, но и за её пределами.
Народные промыслы бережно хранятся и
возрождаются мастерами. Пока не забыто народное творчество и развивается
прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны. Литература, представленная в этом материале из фондов нашей
библиотечной системы, может быть полезна как широкому кругу лиц, так и
специалистам по декоративно-прикладному искусству. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КАМНЯ Камнерезное искусство на Урале развилось в первой половине XVIII в. Вторая половина XVIII — начало XIX в. характеризуется усиленным дворцовым строительством. В это время мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 г., выполняют из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм и размеров, расцветок, чаши, торшеры, пресс-папье с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней. Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине XIX в. Близ реки Ирень в окрестностях деревни Богомолово были открыты залежи белого гипсового камня и селенита. Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок. Мастера вручную вытачивали несложные изделия: рамки для фотографий, пепельницы в виде листочков, лоточки в форме башмачка. Позднее появляется скульптура. Образцами для нее служили деревянные резные скульптуры. Воспроизводимые в камне формы деревянной скульптуры видоизменились применительно к материалу. Во второй половине XIX в. происходит сокращение камнерезного производства, так как в связи с отменой крепостного права предприятия лишились даровой рабочей силы. В начале XX в. ряд крупных камнерезных предприятий на Урале закрывается. Изготовление художественных изделий с резьбой по камню продолжают отдельные кустарные промыслы и кустари-одиночки. После Великой Октябрьской социалистической революции начинается возрождение камнерезных промыслов, в том числе и на Урале. В камнерезном производстве произошло разделение: добычей и обработкой твердого камня стала заниматься государственная промышленность, мягкого — артели промкооперации, а позднее предприятия художественных промыслов. Выпуском художественных камнерезных изделий на Урале в советское время занимались: комбинат «Уральский камнерез» в селе Красный Ясыл Ординского района, Кунгурский завод художественных изделий в г. Кунгуре Пермской обл., ювелирно-гранильная фабрика и завод «Русские самоцветы» в Свердловске.
КРАСНОЯСЫЛСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Такой плотности мастеров-камнерезов на один квадратный километр, как в
этом старинном уральском селе, пожалуй, нет ни в одном населённом пункте
Пермского края. А может, и во всей России. Что ни двор — то камнерез.
Что ни семья — то мастер. Одни красноясыльцы объясняют сей феномен растущим в местной земле
минералом селенит, который издавна используют для изготовления различных
поделок. Из светящегося мягкого камня получаются необыкновенно тёплые,
янтарно-солнечные фигурки птиц и животных. И вся эта селенитовая красота
каким-то непостижимым образом передаёт окружающим тягу к творчеству и
любовь к прекрасному. Есть и другая версия приверженности красноясыльцев камнерезному делу.
В конце 19 века в селе создали мастерскую селенитовых изделий. Потом
появилась артель, которую преобразовали в камнерезное товарищество. Шли
годы. Менялись формы и названия предприятия. Но не менялось содержание.
Сегодня в Красном Ясыле обработкой камня занимается ООО «Уральский
камнерез – народные промыслы». За век с четвертью здесь обработаны сотни тонн гипсового камня. В том
числе селенита. Превращали неотёсанный камень в неописуемую красоту
люди, живущие в селе. Тысячи людей. Они впитали в себя селенитовое
волшебство и передавали его своим потомкам.
Ассортимент изделий разнообразен: лоточки различных форм, письменные приборы с авторучками из камней разных цветов и оттенков, туалетные коробочки, пудреницы, светильники-ночники и другие утилитарные предметы, а также миниатюрная скульптура — в основном статуэтки, изображающие птиц, зверей.
Источник:
https://orda-gazeta.ru/articles/media/2020/10/17/sharoshkina-kontora-v-krasnom-yasyile-vsegda-odno-vremya-sobirat-i-obrabatyivat-kamni/?ysclid=l3iftxalyl
КУНГУРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
В советское время на Кунгурском заводе художественных изделий производили камнерезные изделия из гипсового камня, талькохлорита и кварцита. Так же как и народные умельцы комбината «Уральский камнерез» кунгурские резчики мастерски использовали фактуру и окраску камня, применяя неглубокую орнаментальную порезку. Часто для отделки используется металл (анодирование и тонирование алюминием). Отделка из металла (легкие металлические пояски) очень красиво оттеняет гладкую полированную поверхность пестрого по рисунку камня. Для кунгурских изделий характерно также сочетание в одном изделии различных камней. В этом прослеживались традиции старых уральских мастеров-камнерезов, широко пользовавшихся мозаичным искусством в конце XIX в. Изделия кунгурских резчиков отличаются поэтичностью образов и статичностью форм.
Кунгурские мастера вырабатывали широкий ассортимент художественных изделий из камня: предметы туалета (пудреницы, туалетные коробочки), чернильные приборы, декоративную скульптуру. В настольной скульптуре изображаются фигуры людей и животных.
ИЗДЕЛИЯ ЗАВОДА «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ»
Завод в июле 1726 года - как небольшая
мастерская, позже стал Екатеринбургской гранильной фабрикой. За годы
Советской власти вырос в одно из передовых предприятий отрасли. Высокое мастерство современных камнерезов и гранильщиков не пришло
вдруг — в нем спрессован опыт поколений, оно по крупицам
накапливалось веками. В советское время «Русские самоцветы» знали блестящие взлеты,
испытали горечь упадка, однако, несмотря на временные
неудачи, завод всегда оставался крупнейшим мировым центром по
художественной обработке камня. Изделия, созданные уральскими
камнерезами и гранильщиками, широко известны не только в нашей
стране. Их знают Париж и Лондон, Нью-Йорк и Токио.
Огранка полудрагоценных
камней и алмазов, создание удивительных изделий из цветного камня:
яшмовых ваз, малахитовых шкатулок, монументальных изделий и
сувениров — вот сфера его деятельности.
Материалом для их производства служили камни твердых пород — орлец и яшма различных расцветок. В своих изделиях мастера-камнерезы удачно сочетали различные породы камня или камень с металлом.
Источник:
https://www.livemaster.ru/topic/2925115-zavod-russkie-samotsvety-kak-nachinalas-legenda-chast-4?
Литература:- Завод "Русские самоцветы": [1726-1976] / И. М.
Шакинко, В. Б. Семенов. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. -
384 с. : ил.
ИЗДЕЛИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ЮВЕЛИРНО-ГРАНИЛЬНОЙ ФАБРИКИ
История завода «Ювелиры Урала» ведет свое начало от екатеринбургской
Минералогической мастерской, учрежденной еще в 1896 г. и
специализировавшейся на создании научно-минералогических коллекций. В
1923-1926 гг. научным консультантом Мастерской был выдающийся русский
ученый, геолог, академик А.Е. Ферсман. В 1938 г. на фабрике был основан
гранильный цех, а в 1941 г. — ювелирный цех, и организовано ювелирное
производство. 20 августа 1941 г. Свердловская гранильно-минералогическая фабрика была
переименована в Свердловскую ювелирно-гранильную фабрику. Основной ассортимент фабрики был — ювелирные украшения: кольца, броши, кулоны, медальоны, браслеты, изготовленные комбинацией металла и камней. Изготовляли изделия из драгоценных (бриллиантов, изумрудов, сапфиров),
полудрагоценных (аметистов, аквамаринов, бирюзы), поделочных (малахита,
лазурита, яшмы, нефрита) и синтетических камней с различными
дополнениями из золота и серебра.
Источник: https://vk.com/wall-52346323_360840 https://zavodfoto.livejournal.com/22445.html
Литература о художественной обработке камня: - Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ /
Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. -
318 с. : ил.
- Павловский, Б. Камнерезное искусство Урала / Б. Павловский. - Свердловск : Кн. изд., 1953. - 152 с. : ил.
- Подгорный, Н. Л. Резьба. Мозаика. Гравирование / Н. Л. Подгорный. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 320 с. - (Учебный курс).
- Семенов, В. Б. Уральский камнерез / В. Б. Семенов. - Пермь : Кн. изд-во, 1982. - 191 с.
- Савкевич, С. С. Янтарь : балтийский самоцвет в ювелирных изделиях калининградских художников / С. С. Савкевич, Н. М. Сохранская. Калининград : Калининградское книжное издательство, 1976. - 102 с. : ил.
- Сокровища Каменного Пояса / The Treasures of the "Stone Belt"
: Из фондов Уральского геологического музея / авторы : И. Дементьев, Ю. Поленов, В. Авдонин
и [др.]. ; Независимый институт истории материальной культуры ; Уральская государственная горно-геологическая академия. - Екатеринбург, 2004. - 144 с. : ил. - (Родной Урал).
- Федотов, Г. Я. Когда оживает камень : Обработка камня ; Мозаика ;
Инкрустация ; Резьба по камню / Г. Я. Федотов. - Москва : АСТ-Пресс,
1999. - 140 с. - (Основы художественного ремесла).
- Федотова, С.
Л. Пермский камнерезный - промысел народа /
С. Л. Федотова ; Перм. гос. архив соц.-полит. истории. - Пермь :
Траектория, 2019. - 92 с. : ил.
Прочая литература о камнях:-
Государственный Исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного
искусства : альбом / авт.-сост. М. М. Постникова-Лосева [и др. ] ; фот. :
Л. Б. Богданов, В. С. Теребенин. - Ленинград : Аврора, 1986. - 167 с. :
ил.
- Гураль, С. Ювелирные украшения / С. Гураль. - Москва : Эксмо, 2010. - 256 с. : ил. - (Эксклюзив. Иллюстрированные энциклопедии).
- Клингер-Оменка, У. Целительные свойства драгоценных камней / У. Клингер-Оменка ; пер. с нем. Н. Лебедевой. - Москва : ФАИР, 2008. - 96 с. : ил.
- Корнилов, Н. И. Ювелирные камни / Н. И. Корнилов, Ю. П. Солодова ; под
редакцией д-ра геол.-минер. наук Н. И. Гинзбурга. - Москва : Недра,
1982. - 239 с.
- Куликов, Б. Ф. Словарь камней-самоцветов / Б. Ф. Куликов. - Литература : Недра, 1982. - 159 с. : ил.
- Марченков, В. И. Ювелирное дело : практ. пособие / В. И. Марченков. -
3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1992. - 256 с. : ил.
- По следам самоцветов. Байки уральских хитников. - Екатеринбург : "Уральский рабочий", 2013. - 424 с.
- Самоцветы Урала : очерки и рассказы / В. Василевский,
Г. Гроденский, Юр. Жуков [и др]. ; сост. Вл. А. Попов. - Свердловск :
Свердлгиз, 1937. - 176 с. - (Уральская Библиотека занимательного краеведения).
- Семенов, В. Б. Уральские самоцветы : из истории камнерез. и гранил.
дела на Урале / В. Б. Семенов, И. М. Шакинко. - 2-е изд., испр. и доп. -
Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 285 с. : ил.
- Стоун, Д. Все о драгоценных камнях / Д. Стоун. - СПб. : СЗКЭО "Кристалл"; Москва : "ОНИКС", 2004. - 176 с. : ил.
- Сычева, Н. С.
Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана ХIХ-ХХ веков. Из собрания Государственного музея искусства народов Востока : альбом / Н. С. Сычева. - Москва : Советский художник, 1984. - 179 с. : ил.
- Шуман, В. Мир камня в 2-х т. Т. 1. Горные породы и минералы : пер. с нем. / В. Шуман ; предисл. Е. Я. Киевленко.- Москва : Мир, 1986. - 215 с. : ил.
- Шуман, В. Мир камня в 2-х т. Т. 2. Драгоценные и поделочные камни : пер. с нем. / В. Шуман ; послесл. С. Ф. Ахметова. - Москва : Мир, 1986. - 263 с. : ил.
- Эдуэлл, Д. Искусственные драгоценные камни / Д. Эдуэлл / пер. с англ. Р. Я Ишбулатова ; предисл. И. Я. Некрасова. - Москва : Мир, 1981. -176 с. : ил.
|