В России 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Данная культурная программа очень актуальна, так как Россия – одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся ещё много веков назад. Изделия русских мастеров прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за её пределами.
Народные промыслы бережно хранятся и возрождаются мастерами. Пока не забыто народное творчество и развивается прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.
Литература, представленная в этом материале из фондов нашей библиотечной системы, может быть полезна как широкому кругу лиц, так и специалистам по декоративно-прикладному искусству.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА - один из старинных видов
декоративно-прикладного искусства, высоко развитый у русских мастеров
еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами
художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой
наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков
и златокузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались
широкой известностью за рубежом.
Литейное, кузнечное и ювелирное
производство продолжало развиваться и в дальнейшем, о чем
свидетельствуют многочисленные находки археологов, обнаруженные в Старой
Рязани, на территории Владимиро-Суздальского княжества, в Новгороде, в
Твери и в ряде других мест. Эта отрасль декоративно-прикладного
искусства вновь достигает расцвета в XIV—XVII вв., в эпоху образования
Русского государства. Крупными центрами художественной обработки металла
становятся Москва, Ярославль, Великий Устюг. В XVI—XVII вв. наблюдается
бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей
промышленности. Металл широко начинают использовать в архитектуре. В
период барокко и классицизма в Москве и Петербурге создаются
специализированные мастерские и фабрики (бронзолитейное предприятие
Шопена и др.). Всесторонне подготовленные мастера художественной
обработки металла группируются при крупных оружейных заводах: тульском,
сестрорецком, златоустовском. В то же время выпуском чугунного
художественного литья занимаются партикулярные предприятия,
принадлежащие Нарышкину, Баташовым, Демидовым.
Литература: - Нетудыхата, Ю. Я. Художественные изделия из металлов и их сплавов : научно-популярное издание / Ю. Я. Нетудыхата. - Москва : АСТ : Кладезъ, 2020. - 192 с. : ил. - (Уроки мастера). *
- Нутряные жилы земли : металл в российской культурной традиции :
материалы Всерос. науч.-практ. конференции "Строгановские чтения,
сентябрь, 2018. - Усолье, 2018. - 83 с.
- Попова, О. С. Русские художественные промыслы / О. С. Попова, Н. И. Каплан. – Москва : Знание, 1984. – 144 с.
Существует несколько наиболее применяемых
технологических приёмов художественной обработки металла, вот некоторые из них:
КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ
Небольшой уральский поселок Касли прославился изящными изделиями из чугуна. В 1749 году тут открылся завод, основанный купцом Яковым Коробковым, прибывшим сюда с семьёй
из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: Соизволяется
всем и каждому, даётся воля, какого бы чина и достоинства не был, во
всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить,
варить, чистить всякие металлы и минералы.
Завод сначала выпускал лишь сортовое железо, но перед войной 1812 года
стал отливать для фронта чугунные ядра и гранаты. К 1840-м мастера
взялись за художественное литье. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых
скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Из грубого чугуна они создавали
филигранные черные кружева, ажурные тарелки, тончайшие цепочки.
На престижной Парижской всемирной
выставке прикладного искусства в 1900 году изделия каслинского
литья получили награду «Гран при». Завод представил экспозицию своих изделий в полностью чугунном ажурном
павильоне. Президент Франции попытался купить павильон целиком, но ему
отказали.
Промысел успешно действует и сегодня: мастера собирают работы,
тщательно их чеканят, а затем вручную окрашивают специальной краской
«голландская сажа». Эта краска — также фирменный знак каслинского литья.
Ее состав не менялся с середины XIX века. Именно она придает изделиям
благородный черный цвет с особым блеском.
Литература: - Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ /
Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. -
318 с. : ил.
ФИЛИГРАНЬ
Филигрань
(или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на
металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки.
Элементы
филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок,
плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы
филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью —
металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее
подготовленные ячейки (углубления). Зернь создаёт эффектную фактуру,
игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный,
изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы
золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.
Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой,чеканкой. Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко
применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое
распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С
XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших
количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Литература: - Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ /
Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. -
318 с. : ил.
- Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и
роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла.
Керамическая игрушка : практическое пособие для руководителей школьных
кружков / В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и [др.] ;
под. ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 320 с. : ил.
- Народные художественные промыслы Горьковской области : альбом / сост.
Б. П. Широков. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. - 143 с. :
ил.
- Прекрасное - своими руками : народные худож. ремесла / сост. С. Газарян.
- Москва : Детская литература, 1979. - 158 с. - (Знай и умей).
- Уткин, П. И.
Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб.
заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. - Москва : Высш. шк., 1992. -
159 с.
ЧЕКАНКА
Ковкость металла, его способность к растяжению хорошо использовали
древние художники, создав особый вид художественной обработки металла -
чеканку. Русские мастера тоже взяли на вооружение технику чеканки и
выработали множество неповторимых вещей.
Сейчас чеканка широко используется в оформительских архитектурных
работах, при изготовлении рельефов, скульптуры. Яркие примеры
использования чеканки в современном декоративном искусстве -
скульптурная группа "Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной, рельефы
грузинских художников, изделия мастеров Прибалтики.
Литература: - Бурдейный, М. А. Творческие ремесла / М. А. Бурдейный. - Москва : Мир книги, 2003. -
192 с. : ил. - (Энциклопедия домашнего мастера).
- Лямин, И. В. Художественная обработка металлов / И. В. Лямин. - 3-е
изд., доп. - Москва : Машиностроение, 1988. - 106 с. - (Кем быть?).
- Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и
роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла.
Керамическая игрушка : практическое пособие для руководителей школьных
кружков / В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и [др.] ;
под. ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 320 с. : ил.
- Прекрасное - своими руками : народные худож. ремесла / сост. С. Газарян.
- Москва : Детская литература, 1979. - 158 с. - (Знай и умей).
- Скворцов, К. А. Художественная обработка металлов, стекла, пластмассы :
[практическое руководство] / К. А. Скворцов. - Москва : Профиздат,
2004.
- 144 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).
- Техника
художественной эмали, чеканки и ковки : учеб. пособие / А. В. Флеров, М.
Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов. - Москва : Высш. шк., 1986. -
191 с. : ил.
- Федотов, Г. Я. Звонкая песнь металла : кн. для учащихся ст. классов / Г.
Федотов. - Москва : Просвещение, 1990. - 208 с. : ил.
- Хворостов, А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву : пособие для учителя /
А. С. Хворостов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1985. -
175 с. : ил.
- Художественная обработка металлов : [популярное изд.] / авт. С. В. Ухин.
- Москва : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2003. - 283 с. : ил. - (Секреты
мастерства).
КОВКА
Искусство ковки на Руси известно с древнейших времен, но начало его распространению было положено в XII-XIII веках - это время зарождения русского городского кузнечного ремесла.
На земле Соли Камской из самосадочной меди и кричного
железа ковались самые необходимые в быту изделия: ножи, наконечники
стрел, копий, скребки для шкур, рыболовные крючки, остроги, а позднее –
гвозди и скобы для строительства плотов и лодок. В период интенсивного
солеварения кузнецы ковали цепи, детали для подъёмных механизмов,
большие «сковороды» (цырены) для выварки соли.
Литература:
- Навроцкий, А. Г. Кузнец - всем ремеслам отец : книга для учащихся / А. Г.
Навроцкий. - Москва : Просвещение, 1992. - 126 с. : ил. - (Основы художественного ремесла).
- Навроцкая, А. Г. Художественная ковка : учебное пособие для вузов по спец. "Декоративно-прикладное
искусство" и "Технология художественной обработки материалов" / А. Г.
Навроцкая. - Москва : Высшая шк., 1995. - 127 с. : ил.
- Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и
роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла.
Керамическая игрушка : практическое пособие для руководителей школьных
кружков / В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и [др.] ;
под. ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 320 с. : ил.
- Скворцов, К. А. Художественная обработка металлов, стекла, пластмассы :
[практическое руководство] / К. А. Скворцов. - Москва : Профиздат,
2004.
- 144 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).
- Техника
художественной эмали, чеканки и ковки : учеб. пособие / А. В. Флеров, М.
Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов. - Москва : Высш. шк., 1986. -
191 с. : ил.
- Федотов, Г. Я. Звонкая песнь металла : кн. для учащихся ст. классов / Г.
Федотов. - Москва : Просвещение, 1990. - 208 с. : ил.
- Художественная обработка металлов : [популярное изд.] / авт. С. В. Ухин.
- Москва : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2003. - 283 с. : ил. - (Секреты
мастерства).
РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы
Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали
расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские
появились в городах, где немалую часть населения составляли
старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй
Тагил, Невьянск и Выйск. Так появились так
называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот
промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности
изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они
основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был
создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю —
выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Тагильская роспись
На рубеже XVIII и XIX веков мастера украшали подносы историческими и мифологическими сюжетами, копируя их с гравюр.
Лучшие тагильские изделия отличались прочной «хрустальной» лакировкой:
она не царапалась ножом, не темнела от температур и ярко блестела.
На такие подносы люди без страха ставили горячие самовары. Во второй половине XIX века сюжетная живопись
тагильцев сменилась цветочной «маховой». Она позволила быстро украшать
изделия за счет особой техники, где на одну кисть набиралось сразу две
краски: основной цвет и белый. Промысел развивается и сегодня.
Литература:- Барадулин, В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и
металлу / В. А. Барадулин. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -
112 с. : ил.
- Бедник, Н. И. Цветы на подносе : [книга о жостовской росписи] / Н. И. Бедник. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. - 35 с.
- Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и
роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла.
Керамическая игрушка : практическое пособие для руководителей школьных
кружков / В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и [др.] ;
под. ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 320 с. : ил.
- Уткин, П. И.
Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб.
заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. - Москва : Высш. шк., 1992. -
159 с.
Источник:
- НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ : Цветные
росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны. - Текст :
электронный // Портал «Культура.РФ». - URL :
https://www.culture.ru/s/narodnye-promysly-rossii/ (дата обращения:
16.05.2022).
- Художественная обработка металла. - Текст :
электронный // Студопедия. - 2015. - 18 мая. - URL :
https://studopedia.ru/9_153518_hudozhestvennaya-obrabotka-metalla.html
(дата обращения: 16.05.2022). - Чеканка, ковка. - Текст : электронный // Музей "Русский быт". - URL :
http://www.fio.vrn.ru/2005/19/metall.HTML (дата обращения: 16.05.2022). |