В России 2022 год объявлен Годом народного
искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Данная культурная программа очень актуальна, так как Россия – одна из
немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов,
которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового
культурного наследия.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, в
которой отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся ещё
много веков назад. Изделия русских мастеров прекрасным образом сочетают в
себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны
не только в России, но и за её пределами.
Народные промыслы бережно хранятся и
возрождаются мастерами. Пока не забыто народное творчество и развивается
прикладное искусство, живы и национальные традиции нашей страны.
Литература, представленная в этом материале из фондов нашей
библиотечной системы, может быть полезна как широкому кругу лиц, так и
специалистам по декоративно-прикладному искусству.
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках
и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями
украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере.
Сувениры, расписанные вручную, становятся
прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи
позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки.
Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной
росписи по дереву, рассмотрим только наиболее популярные. Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии.
Городецкая
роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются
сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий
быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической
обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери,
сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Отправным пунктом в истории
городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее - их декор.
Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца.
Донце - широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его
вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень
доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно
декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы
начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало
преуспели в этом.
Литература: - Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – Москва : Изобразительное искусство, 1970. - 199 с.
- Народные художественные промыслы Горьковской области : альбом / сост.
Б. П. Широков. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. - 143 с. :
ил.
- Супрун, Л. Я. Резьба и роспись по дереву / Л. Я. Супрун. -
Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 119 с. : ил. - (Кем
быть?!).
Хохлома
На
всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись.
Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на
территории бывшего Семёновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими
монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты.
Хохломские
мастера стали известны на всю Россию необычными яркими росписями.
Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались
черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Чтобы добиться
характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера, при
выполнении росписи, наносят на поверхность изделия серебряный оловянный
порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в
печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придаёт
лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Благодаря этой,
создающей необычный цвет технологии, хохлома стала популярна во всём
мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX
веке как символ русской национальной посуды.
Литература: - Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – Москва : Изобразительное искусство, 1970. - 199 с.
- Бедник, Н. И. Хохлома / Н. И. Бедник. - Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 39 с.
- Народные художественные промыслы Горьковской области : альбом / сост.
Б. П. Широков. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. - 143 с. :
ил.
- Супрун, Л. Я. Резьба и роспись по дереву / Л. Я. Супрун. -
Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 119 с. : ил. - (Кем
быть?!).
Мезенская роспись
Мезенская
роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи
домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который
сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень.
Самая
старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных
книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета
мезенской росписи — чёрный и красный. Основные мотивы геометрического
орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой,
что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В
конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье,
где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы,
Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили
потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и
С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018
году стала первым событием в только что открывшемся музее им.
Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Литература:
- Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – Москва : Изобразительное искусство, 1970. - 199 с.
Обвинская роспись
На территории России существует множество видов росписи, отличающихся друг от друга ярко выраженными художественно - стилистическими чертами, обусловленными особенностями исторического развития культуры, географии, природы, экономики каждого края. Весь мир знает «золотую хохлому», Полхов-Майдан, изделия украшенные городецкой, мезенской, Урало-Сибирской росписью. Обвинская роспись - яркое явление в народных
росписях Прикамья XIX- начала XX века. По сравнению с другими росписями она до недавнего времени была менее известна, хотя и имела свои давние традиции. Роспись, получила свое название по реке Обва, в бассейне которой она
возникла и развивалась. Ей украшали
деревянную утварь, такую как: бондарную посуду, прялки, игрушки. Обвинские
прялки и другая расписная деревянная продукция была высокого качества и
пользовалась большим спросом на всех ярмарках. Излюбленным мотивом обнинских мастеров была
«Обвинская роза»: цветок-звезда с 8-ю лепестками. Она как фирменный знак
качества была известна далеко за пределами Пермской губернии. Далее
прорисовывали травку и растительность. У каждого мастера была своя
композиция. Основными
центрами бондарного промысла на Обве в то время были Сретенская и
Криветская волости Пермского уезда. Предположительно, именно в деревнях
этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам. Основные
места бытования таких изделий: Ильинский район (пос. Ильинский, д.
Коневские, д. Кушер, д. Антоновцы, д. Панкраши, д. Малоземы, д. Першата и
др.), Пермский район, Добрянский район. Деревянные изделия расписанные "обвинской розой" встречаются так же и в Усольском районе.
Литература: - Барадулин, В. А.
Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом
/ В. А. Барадулин. - Ленинград : Художник РСФСР, 1988. - 200 с. : ил.
- Барадулин, В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и
металлу / В. А. Барадулин. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -
112 с. : ил.
- Народная роспись по дереву = Folk wood-painting : альбом / авт.-сост. В.
А. Барадулин. - Пермь : Кн. изд-во, 1987. - 179 с. -
(Искусство Прикамья).
Литература о росписи по дереву:
- Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли) : учеб. пособие для сред. ПТУ /
Р. А. Бардина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Высш. шк., 1986. -
318 с. : ил.
- Основы художественного ремесла.
Роспись по лакам. Резьба и
роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла.
Керамическая игрушка : практическое пособие для руководителей школьных
кружков / В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и [др.] ;
под. ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 320 с. : ил.
- Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву / Л. Я. Супрун. - Москва : Легкая и пищевая пром-сть, 1983. -120 с. : ил. - (Кем быть?!).
Источник:
- Художественная обработка дерева https://studopedia.ru/9_153516_hudozhestvennaya-obrabotka-dereva.html
|