16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Литература

ШКОЛА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА...
14.10.2023, 10:02
Историю школы от древнейших времен и до наших дней, как известно, ни в каком классе не проходят. А что знают ребята про сложнейший путь, пройденный советской школой, о том, как она не раз перестраивалась, чтобы отвечать требованиям времени? Книги о школе прежних лет оказались вне круга чтения детей и подростков. Да их и не найдешь — они не переиздаются. «Дневник Кости Рябцева» стал чуть ли не библиографической редкостью. Почему-то было решено, что книги, когда-то нашумевшие, теперь устарели и не могут заинтересовать современных юных читателей — им подавай книгу про школу сегодняшнего дня, с ее сегодняшними конфликтами.
Конечно, у каждого нового поколения юных возникают собственные проблемы. Например, за последние годы довольно часто приходилось слышать от подростков и ребят постарше, что это поколение наделено какой-то особой участью: «То, что происходит с нами, то, что испытываем мы, еще не бывало ни с кем и никогда». Стала обозначаться кастовая замкнутость подростков и молодых людей в своем кругу и в своем времени, возник эгоцентризм уже не столько личностный, сколько поколенческий: «Вот тут находимся мы, а кругом пустота». Для подобного рода утверждений, конечно, потребовалось и обосновать свое невежество: «Мы хотим знать только то, что нужно нам, а что нам не нужно, то устарело и сделалось лишним, балластом». Таким образом в категорию лишнего, балласта попали для всевозможных молодых компаний и культурные ценности, и нравственные правила. А на роль новейших ценностей, понятных только молодым, стало пробоваться все сиюминутное.
Речь тут идет, конечно, не обо всем юном поколении, а о той его части, которая бросалась в глаза уже своим внешним видом. Внешние приметы сразу были перенесены на киноэкран, где подростки-актеры закрепляли для подражателей определенную манеру поведения и определенный сленг, что и создавало видимость самой настоящей правды, однако суть явлений оставалась непознанной.
Сейчас эти ребята стали взрослыми, у них семьи, дети, заботы о воспитании своих малышей. Кто-нибудь из этого поколения непременно станет писателем и напишет книгу, из которой можно будет наконец узнать не поверхностную правду, а искреннюю и глубокую оценку пережитого. Но это уже прочтут другие поколения, живущие в других временах.
У каждого времени своя юность, со своими проблемами, и они возникают не внутри возрастной среды. Проблемы юных — всегда преломление или отражение тех процессов, которые происходят в жизни народа и государства. Поэтому и появление компаний с претензией на исключительность именно их поколения было, несомненно, связано со всем тем, что на XXVII съезде партии получило определение как период застоя и в экономике и в общественной жизни, отсутствия гласности, отступления от принципов демократизма. Дело подменялось видимостью, требовательность — болтовней, работа — очковтирательством. Так было, конечно, не везде, но застой распространился широко. И все удобней жилось тем, кто ни за что не собирался нести ответственность. С завода не спросишь за качество продукции, с железной дороги — за сохранность грузов.
В школе, может быть, сильнее чем где бы то ни было сказались последствия застоя, боязнь правды, бюрократическое мышление. Ребята из республики ШКИД были бы потрясены, если бы смогли заглянуть в школу семидесятых и начала восьмидесятых годов.' Во что превратилось ученическое самоуправление! Учитель решает, кого выбрать в совет отряда, составляет план пионерской работы. Комитет комсомола ни шагу не может сделать самостоятельно, без подсказки директора. А чего стоят так называемые дни дублеров, когда старшеклассники изображают кто директора, кто завуча, кто завхоза и сами дают уроки? Да это же игрушки для маленьких! Мнимая власть — всего лишь на один день. Вот шкидовцы действительно управляли своей республикой сами. Потому и смогли двое из них написать книгу про школу имени Достоевского в очень молодом возрасте: Л. Пантелееву (псевдоним Алексея Еремеева) было восемнадцать лет, а Григорию Белых — двадцать. А какую книгу написали! Максим Горький про нее сказал: «Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей».
Когда во всей стране началась перестройка, оказалось необходимым прежде всего провести реформу школы, заложить в школе надежную основу всех грядущих преобразований.
Страна разрабатывала планы по 2000 год. А главная сложность положения школы в обществе всегда заключалась в том, что она живет нормами и представлениями своего времени, в курсе наук не может поспеть за достижениями первооткрывателей (особенно в наш век), но обязана готовить своих учеников к требованиям, которые возникнут завтра.
Так какими мы можем увидеть выпускников 2000 года, если они — та самая малышня, что явилась к школьным дверям с цветами и увесистыми ранцами 1 сентября 1990 года?
Завтрашнее всегда зарождается в настоящем. К началу перестройки уже существовали прогнозы и проекты школы будущего. И существовал опыт замечательных учителей, доказавших, что нет ребят неспособных, каждый может успешно учиться по всем предметам. И на съезде комсомола брали слово посланцы школ, выдвигали свои предложения, рассказывали, насколько интересней живется, когда ребятам доверяют и можно самим все решать и самим отвечать за все... Казалось бы, в школе должны наступить быстрые перемены, опережающие общий темп перестройки. Однако выяснилось, что на деле получается не так, школьная реформа пробуксовывает, новое плохо прививается и формализм упорно не сдает позиций.
Конечно, много разных помех стояло на пути школьной перестройки, но одна из самых главных — не ладилось сотрудничество между учителями и учениками. А без такого сотрудничества нельзя провести даже обыкновенный урок. Не может учитель объяснить, если у класса нет охоты понять. На уроке надо работать вместе и дружно. И после уроков тоже. Самоуправление это ведь тоже сотрудничество двух коллективов — ученического и учительского.
Так много лет спустя в школу вернулась проблема первых послереволюционных лет. Тогда ведь тоже требовалось прежде всего наладить сотрудничество. Только проблема была повернута другой стороной, чем сейчас. И с совсем других позиций, чем нынешние ученики, решал ее Костя Рябцев, решали герои повестей «Кондуит» и «Республика ШКИД». Тем интереснее читаются сегодня эти старые книги.
Не сомневаюсь, что вообще сегодня у ребят проявится обостренный интерес к книгам о школе прежних лет, о дореволюционной гимназии, о жизни школьников в других странах. Этого непременно потребует участие самих учеников в превращении нынешней школы в школу завтрашнего дня.
Невозможно строить планы на будущее, если не знаешь прошлого. Да и в сегодняшних событиях лучше разбирается тот, у кого есть достаточно ясное представление, что же происходило вчера. Все это давние истины, много раз проверенные человечеством.

Источник:
- вступительная статья Стрелкова, И. Школа вчера, сегодня, завтра (отрывок)
Категория: Литература | Добавил: elena
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]