Самые
лучшие книги о войне написаны фронтовиками – теми, кто видел войну, кто в
ней уцелел, кто смог рассказать нам, сегодняшним, о своих ровесниках.
Виктору Сергеевичу Розову было почти 28 (родился 21 августа (8 августа
по старому стилю) 1913 года), когда началась Великая Отечественная
война.
В июле 1941 года В. Розов, тогда актёр Театра Революции
(Московский академический театр им. Вл. Маяковского), вступил в ряды 8-й
стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города
Москвы, которая позднее была преобразована в кадровую 8-ю стрелковую
дивизию.
В начале октября того же года был тяжело ранен. Более
полугода он проходил лечение. Выписавшись из госпиталя в середине 1942
года, возглавил фронтовую агитбригаду, работал в передвижных фронтовых
труппах, поступил в Литературный институт им. М. Горького, став
студентом заочного отделения. Тогда же он начал работу над первым своим
произведением. Им оказалась пьеса «Семья Серебрийских», которая была
окончена в 1943 году. Позже, после переработки, она получила новое
название - «Вечно живые».
В 1956 году пьесой Розова «Вечно живые»
открылся театр «Современник», сделав её известной на всю страну.
Всемирную же славу этому произведению принесла экранизация Михаила
Калатозова 1957 года. На фестивале в Каннах фильм «Летят журавли»
получил главный приз - Золотую пальмовую ветвь, обойдя работы европейских мэтров! До настоящего
времени это единственный отечественный фильм, который получил высшую
награду Каннского кинофестиваля.
Факты о фильме:
1. Фильм «Летят журавли» – единственная советская лента, удостоенная главного приза Каннского фестиваля.
2.
В процессе работы над картиной Татьяна Самойлова серьезно заболела
туберкулезом, какое-то время ей удавалось скрывать свою болезнь, пока во
время съемок актриса не упала в обморок. После того как о болезни стало
известно, Татьяна Самойлова продолжила работу над фильмом, хотя каждые
три часа ей приходилось делать уколы.
3.
Отношение к фильму на родине было неоднозначным. В одной из рецензий
того времени кинокритик Майя Туровская отмечала, что авторы «разменяли
масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и
киноэффектов», осуждение вызывало поведение главной героини Вероники, в
советской прессе фильм признавался идеологически невыдержанным, но,
несмотря на это, критики восхищались работой режиссера и оператора.
4. Отпечаток рук Татьяны Самойловой на Аллее звёзд в Каннах появился в 1990 году.
5.
В 1957 году, когда будущему классику французского кино Клоду Лелушу
было всего 19 лет, он приехал в Москву в качестве оператора. Ему удалось
побывать на съемочной площадке, познакомиться с режиссером и даже
увидеть целый час будущего фильма, который поразил Лелуша, вот как он
сам об этом вспоминал: «Именно в этот день я решил стать режиссером.
Когда я вернулся в Париж, то позвонил в дирекцию Каннского фестиваля и
сказал, что они должны взять в конкурс одну потрясающую русскую
картину».
6.
Оператор Сергей Урусевский для съемки каждого кадра придумал необычные
приспособления. Для съёмок сцены гибели Бориса Урусевский впервые
сконструировал круговые операторские рельсы. А для того, чтобы снять
стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет
лестничного колодца трехэтажной высоты.
7.
Лента стала лидером проката, причем не только в
СССР, где фильм посмотрело 28 миллионов зрителей, но и во Франции (свыше
5 миллионов), и в ГДР (около 3 миллионов).
8.
На съемках одной из сцен фильма Алексей Баталов упал в воду, из которой
торчали обрубленные стволы и ветки. Актёра срочно увезли в больницу,
сделали операцию, наложили швы. Алексей Баталов уже мысленно попрощался с
профессией, но, к счастью, ему удалось достаточно быстро восстановиться
и вернуться на съемочную площадку.