Кодекс
Рохонци состоит из 448 бумажных страниц размером 12 х 10 см, каждая из
которых содержит от девяти до четырнадцати строк неизвестных символов.
Автор этого обширного труда неизвестен, как и язык на котором он
написан. Общее количество символов, которые используются в кодексе,
равняется примерно восьми сотням. Это почти в десять раз превышает любой
известный к настоящему времени алфавит. Правда большинство букв иногда
повторяются по нескольку раз. Возможно, это не отдельные буквы, а
слоговое письмо. Вероятен вариант, что текст носит логографический
характер, как, например, китайские иероглифы.
Помимо текста он
содержит 87 странных иллюстраций различных религиозных, светских и
военных сцен. Иллюстрации кодекса указывают на среду, в которой, по всей
видимости, сосуществовали христианство, буддизм и ислам, поскольку в
нём одновременно присутствуют символы перечисленных религий. Книга по
сей день вызывает у всех без исключения учёных смесь невероятного
любопытства и бездны недоумения.
Анализ бумаги показал, что кодекс
Рохонци был написан примерно в XVI веке на венецианской бумаге. Эту дату
некоторые эксперты оспаривают в связи с тем, что бумага вполне может
быть старше текста. Его можно было написать гораздо позже. Более того,
рукопись вполне может быть копией какого-либо документа из самых дальних
глубин древности. Однако большинство специалистов склоняются всё же к
дате XVI – XVII веков. Над расшифровкой манускрипта ещё в XIX веке
бились отец и сын Иречеки, венгерский художник реалистического
направления, мастер портретной, жанровой и исторической живописи Михай
Мункачи (1844 – 1900), лучшие филологи Восточной Европы. Высказывались
мнения о том, что кодекс Рохонци написан на языке даков, шумеров либо
других древних народов, но они не получили поддержки в научном
сообществе.
28 мая 2018 года в журнале «Криптология» была
опубликована статья специалиста по компьютерным наукам Будапештского
университета и Университета имени Гаспара Кароли Реформатской церкви
Венгрии Левенте Золтана Кирая и специалиста по археологии и истории
искусств Венгерской национальной галереи Габора Токай под названием
«Cracking the Сode of the Rohonc Codex» («Взлом кода Кодекса Рохонци»).
Она стала первой из планируемых авторами нескольких статей, посвященных
детальному описанию содержания, поиска и применения кодов для дешифровки
манускрипта. Профессиональное сообщество криптологов признало
предложенный авторами вариант дешифровки наиболее интересным среди всех
имеющихся на сегодняшний день.