1. Легенда
В
старину на Урале родилась легенда о «чуди белоглазой» — безымянном
народе, жившем в древности по берегам уральских рек и озер, При вспашке
земли крестьяне нередко находили «чудские» вещи: орудия труда, оружие,
украшения, черепки посуды. Так, в конце прошлого века на пашне у реки
Каменки были найдены железный и серебряный кинжалы, а в 1903 году
крестьянин П. Фёдоров нашел в этих местах бронзовый нож с медной ручкой.
Следы,
«чуди белоглазой» встречались почти у каждого села или деревни. Это
были древние поселения с валами и рвами — городища, как у сел
Ипатовского на Исети и Зыряновского на Синаре или надмогильные
холмы-курганы, как у сел Травянского, Хромцовского, Каменно-Озерного, у
озер Шаблиш, Тыгиш и Большой Сунгуль.
Древние
могилы - курганы или по-уральски «бугры» привлекали внимание людей,
вызывая у них суеверный страх. В народе ходили слухи о несметных
сокровищах, зарытых в курганах. В XVII веке, в период заселения Урала и
Сибири русскими, среди крестьян широко распространилось «бугрование»
т.е. хищническая раскопка курганов с целью поисков золота. Находя в
могилах скелеты погребенных и предметы, положенные вместе с умершими,
люди считали, что раскопанные ими «бугры» — не могилы древних уральцев, а
землянки, жилища неведомого, чудного народа.
В
легендах о «чуди белоглазой» рассказывается, что чудью был народец
маленького роста. Жил этот народ в землянках. Когда чудцы узнали, что их
хочет покорить Белый царь, они подрубили столбы своих землянок и
погребли себя.
Древнегреческий
историк Геродот писал, что в Гиперборейских горах, как он назвал
Уральские горы, живут гипербореи, исседоны, сарматы. Возможно
легендарная чудь и относится к этим мифическим народам. Некоторые
считают, что слово «Исеть» произошло от исседонов, якобы живших по
берегам Исети. Это едва ли правильно. Скорее всего слово «Исеть»
тюркского происхождения.
До
революции археологические исследования проводились беспланово, в
основном за счет краеведов или любителей древности. В Зауралье, в том
числе и в нашем крае, ценные археологические изыскания провели
екатеринбургские археологи-любители М. Малахов, В. Толмачев, Н. Рыжников.
В
годы Советской власти в Зауралье работали археологи А. Спицын, К.
Сальников, Е. Берс. В 1955 году Каменским городским краеведческим музеем
была проведена археологическая разведка по рекам Исети и Синаре в
пределах Каменского и Катайского районов Свердловской и Курганской
областей. Руководил экспедицией молодой ученый В. Стоколос. Экспедиция
прошла 200 километров и выявила 10 памятников древности: стоянки,
селища, городища.
В
итоге исследований В. Стоколоса выяснилось, что ранними, наиболее
древними поселениями в нашем крае являются стоянки Воронинская и
Черноскутовская на Исети и стоянка Марай на Синаре. Возраст этих
поселений 4—5 тысяч лет. Основным занятием людей в ту пору было
земледелие, рыболовство и охота.
К
более позднему времени — эпохе бронзы, относится Лужковское селище. В
раскопках этого поселения активное участие принимали каменские
школьники. Был найдено большое количество керамики, украшенной
замысловатым орнаментом, рыболовные грузила, различные поделки из кости.
Более
трех тысяч лет тому назад жители лужковского селища разводили крупный
рогатый скот, занимались земледелием. Экспедицией обнаружены остатки
жилищ-полуземлянок, принадлежавших членам одной патриархально-семейной
общины. Интересно, что селище Лужки было обитаемо и позднее — в период
раннего железного века. Надо сказать, что название племен, живших в
древности на Урале, науке не известно. Стоянки, городища, курганы нашего
края относятся, в основном, к андроновской и гамаюнской культурам. 2. Чудь белоглазая
Более
поздним, чем селище Лужки, считается городище Ипатовское. Еще в период
бронзы развитие скотоводства вызывало имущественное неравенство внутри
общины, кровавые столкновения между племенами. Для защиты от набегов
иноплеменников поселения укрепляли валом, рвом и тыном. Городище
Ипатовское находится недалеко от слияния реки Синары с Исетью, на
высоком левом берегу, называемом у местных жителей «Белой горой».
Городище было защищено со всех сторон: спереди — река, с боков — овраги,
сзади — вал и ров.
Основным
занятием жителей городищ было разведение скота. До нашего времени лучше
сохранилось городище Зыряновское на реке Синаре. Другие подобного типа
поселения почти полностью уничтожены еще в прошлые века полевыми
работами.
После
исследований В. С. Стоколоса работа по изучению прошлого исетского края
была проведена в 1961 году экспедицией Уральского госуниверситета имени
А. М. Горького под руководством В. Е. Стоянова. На территории нашего
края экспедиция обнаружила еще несколько памятников древности. Возраст
их не превышает 2—3 тысячелетий. В 70-х годах археолог В. Т. Петрин
обнаружил, что 8—10 тысяч лет назад под скальными навесами
на короткое время останавливались группы людей, вероятно, охотников на
мамонтов. Это говорит о том, что места" наши были обитаемые и в более
ранние эпохи — мезолит и палеолит. Найти стоянки палеолитического
человека очень трудно, так как, они лежат на большой глубине и на
поверхности почвы внешних признаков не имеют.
Помимо
материальной и производственной деятельности интерес может представлять
внутренний духовный мир древнего человека. Миропонимание древних нашло
отражение в произведениях первобытного искусства. Передают, что еще в
начале 50-х годов на реке Синаре, возле станции Багаряк, на одной из
скал имелся древний рисунок, нанесенный красной охрой. Рисунок изображал
людей, «пляшущих вокруг чашки».
Наскальных
изображений или, как говорят в народе, «писаниц», на Урале найдено не
много. Лет 30 назад скала с рисунками на реке Синаре уничтожена
взрывными работами. Приходится сожалеть, что уникальный археологический
памятник — Багарякская писаница для науки навсегда потерян. Вообще,
вопрос охраны памятников старины требует самого пристального внимания
общественности, каждого человека, который хоть немного любит свой край,
дорожит достоянием прошлого.
Следы
вандализма по отношению к памятникам древности можно видеть повсюду.
Так, «золотая лихорадка» 17 и 18-го столетий на Урале привела к: тому,
что в настоящее время непотревоженных заступом «бупровщика» древних
захоронение практически не встречается. В наше время много
археологических памятников распахивается. Большая группа курганов была
сравнена с землей у села Травянского, через селище Лужки пролегла
трасса газопровода.
Интерес
к прошлому у молодежи, особенно у учащихся, нужно направлять в
правильное русло, разъяснять недопустимость самовольных раскопок, как
это имело место на селище Шкловском, на Потаскуевском могильнике. Вред
таких «исследований» для науки очевиден. Право на раскопки дается только
специалисту - археологу, имеющему открытый лист Академии наук СССР.
Помощь
в охране и поиске памятников древности со стороны учащихся школ города,
каменских туристов может быть неоценимая. В 1948 году ученики школы № 4
братья Воронины
нашли стоянку древнего человека на Исети у деревни Брод, в 60-х годах
туристами Каменска-Уральского была найдена стоянка на Мазулинском
торфянике, селища Шиловское и Маминское, а в 70- годах учащиеся
Покровской средней школы нашли древнее поселение на реке Каменке у
деревни Малое Белоносово. Необходимо только о новых открытиях памятников
древности своевременно сообщать в областной или городской
краеведческие музеи.
Автор: В. В. БУШУЕВ, 1983 г.
Источник: http://bushuew.ru/index.php/ist/112-chud-beloglazaya.html http://bushuew.ru/index.php/istoriya/112-chud-beloglazaya.html?start=1
|