Русская колонизация, а с нею торговля и
промышленность посадских людей городов Чердыни, Соликамска и
солепромышленников Строгановых ютились под защитой острожков и пушечек. К
этому же столетию нужно отнести и появление в Прикамье термина „Чудь",
сложившегося в понятиях первых русских колонистов, живших в защищенных
пунктах Чердыни, Соликамска и других острожках Прикамья,
каким они именовали или обозначали аборигенов, остававшихся в язычестве,
называемых в то же время крещеными пермяками, своими же
единоплеменниками, ас-iaками или остяками.
Первая перепись
населения, произведенная писцом Яхонтовым в 1579 г., уже пермские кары,
резиденции оксов (князей), называет чудскими городищами, как напр. д.
Туманскую на городище, ныне завод Майкор на Иньве Соликамского уезда и
др.
Историк Пермского края А. Димитриев по поводу спорных терминов
сложившихся в Прикамье среди жителей к этому времени: „Пермь" и „Чудь",
на основании своих исследований истории края, вопрос этот формулирует,
так „что же касается непосредственной генетической связи самого народа
Пермь с Чудью, то этот вопрос в науке все-таки остается открытым".
Историческая
запутанность, сложившаяся около наименования народности „Коми", по
древним письменным памятникам называемой Пермью, с появлением русских
колонистов в Прикамье,— Чудью, а с принятием христианства Великой
Пермью, аборигены края распались на две группы: крещенных пермян и
оставшихся при старой вере— ас-iaков или остяков¹), до того загромоздила
сложившимися на протяжении двух столетий новыми кличками настоящее имя
народности „Коми", что осторожные выводы науки, вопрос в признании
современных „Коми" на территории Перми Великой потомками Чуди, оставляют
открытым. Профессор Смирнов, признающий инородцев „Коми"потомками Чуди,
в своей монографии „Пермяки" так формулирует свое воззрение: „Чудь
народных преданий и Русских актов представляет одно и то же с предками
современного населения Северо-Западной части Пермской губернии—
Пермяками на западе, уграми на востоке". Вместе с тем считает нужным
заметить,„что имя Чудь не представляет собою создание народа Пермской
группы, а заимствовано ими у Русских пришельцев, которые им обозначили
туземное население". В тоже время, резюмируя этнографический памятник
древней русской литературы. „Краткое описание о народе Остяцком 1715
года", Новицкого, упомянутый автор отрицает, что часть ас-iaков для
сохранения веры еще в XIV столетии (когда св. Стефан проповедовал на
Вычегде) ушла за Урал на Обь, где и образовала группу Обских остяков,
называя „ходячим воззрением XVII столетия", что Остяки образовались из
Пермян. Все сказанное профессором Смирновым подкрепляется ссылкой на
разность языков: „Мы знаем, что язык Вогулов и Остяков существенно
отличается от наречий Пермской группы...²". Пользуясь выводами покойного
ученого, находим еще новое доказательство, что Прикамские Остяки не
народность, а синоним „Коми", только не крещенной, и общего даже по
языку с Обскими ничего не имеют, кроме созвучия в наименованиях двух
разных народностей.
Сопоставляя сказанное в нашем очерк по поводу
совпадения датировки чудских памятников по времени с таковыми же
письменными историческими, указывающими в Прикамье на присутствие только
двух народностей Коми-Пермяков и Маньси-Вогулов, начиная с XI по XIV
столетие на одной и той же площади, то получается логический вывод, что
памятники могут быть названы прямо пермско-угорскими за упомянутый
период. Третьей же народности в верхнем Прикамье за этот период не было,
так как, если считать Прикамских ас-iaков за народность, то она явилась
позднее на страницах истории в XVI столетии. Сказанное о
генеалогической связи объединяет Чудь с Пермиками-Коми по времени и
месту, дополняет и подкрепляет выводы покойного профессора Смирнова. Та
же генеалогическая связь чудских памятников наблюдается с пунктами
зарегистрированными писцовыми книгами переписи Яхонтова в 1579 г.
Значащиеся в них населенные пункты того времени обязательно
сопровождаются раскрытыми ныне находками чудских изделий; фамилии и
прозвища жителей этих пунктов, а равно и обрывки языческого уклада еще
более подкрепляют сделанное сопоставление и вытекающие из него выводы о
родстве Чуди с современным населением жителей Чердынского уезда,
находящимся в самых разнообразных стадиях обрусения³). Наконец, учитывая
исторические факты, как например битвы Пестрого под Искором и Нелидова
под Уросом, где дрались Пермские князья, и сопоставляя археологические
памятники из раскопок того же Искора, называемые уже чудскими изделиями,
получается тоже генеалогическая преемственность Чуди с Пермяками-Коми.
Еще
лучше подкрепляет родство древних аборигенов края с современным Коми,
факт неизвестности происхождения наименования последних Пермяками, когда
они сами себя называют Коми-морт (Камский народ), русские же по
исторически слагавшейся терминологии, начиная со времен Несторовой
летописи, называют крещенных из них Пермяками, Пермянами и Пермичами, а
оставшихся в старой вере— остяками, ас-iaками по терминологии данной
последним своими же единоплеменниками. Русские колонисты Прикамья
некрещеных Коми стали называть иронически звучащим словом Чудь, от
чудной, непонятной для русских обстановки и быта древних аборигенов края
верхнего Прикамья; исследователи края напрасно удивляются, после этого,
что Пермяки-Коми открещиваются от этой народной клички, не желая иметь
генеалогического родства с Чудью. Принимая во внимание общее стремление
современного крещеного Коми, копировать русского крестьянина даже в
мелочах, о чем говорит исследователь Вятских пермяков г. Добротворский,
не только в одежде, постройках и проч., не трудно понять, что при такой
психологии пермяка мудрено будет убедить его признать своей праматерью
выдуманную русскими колонистами „Чудь". Настоящим носителем национальной
культуры у Коми остался, после принятия христианства князьями на Колве,
протестующий ас-iaк (свой человек), начавший активно выражать свой
протест, в особенности после пожалования в 1558 г. пустых земель по Каме
Строгановым, соединяясь для мести за отнятые земли то с вогулами, то с
башкирами, то с черемисами. 1. Евросеус в своем труд „Об
угорском народе", со слов Венгерского летописца Анонима Белье,
происхождение слова „Остяк" объясняет следующим образом: р. Обь по
остяцки „ась"—значит дедушка, равно как и по венгерски òs«
(читается—òru); от названbя Оби - Ас, остяки сами себя зовут Ас-Ях,
Обские люди, от чего и произошло русское—Остяк маньси. Можно допустить
аналогичное словообразование в русском язык и для Прикамского ас-iaка,
превратившегося в исторических русских памятниках в „Остяка"— (коми). 2.
Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском
Университете„Пермяки", том IX, вып. 2, стр. 27 и 114, профессор Смирнова
3. Прилагаемый список археологических находок в конце сего очерка
дает детальные указания по вопросу о сближении Чуди с Пермякам-Коми.
Источник:
- Кривощеков,
И. Я. Словарь географо-статистический Чердынского уезда Пермской
губернии с приложением карты бассейна реки Камы и иллюстрациями. –
Пермь, 1914.
|