16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Мифология

„Чудь" Прикамья
08.09.2021, 13:08
Русская колонизация, а с нею торговля и промышленность посадских людей городов Чердыни, Соликамска и солепромышленников Строгановых ютились под защитой острожков и пушечек. К этому же столетию нужно отнести и появление в Прикамье термина „Чудь", сложившегося в понятиях первых русских колонистов, живших в защищенных пунктах Чердыни, Соликамска и других острожках Прикамья, каким они именовали или обозначали аборигенов, остававшихся в язычестве, называемых в то же время крещеными пермяками, своими же единоплеменниками, ас-iaками или остяками.

Первая перепись населения, произведенная писцом Яхонтовым в 1579 г., уже пермские кары, резиденции оксов (князей), называет чудскими городищами, как напр. д. Туманскую на городище, ныне завод Майкор на Иньве Соликамского уезда и др.

Историк Пермского края А. Димитриев по поводу спорных терминов сложившихся в Прикамье среди жителей к этому времени: „Пермь" и „Чудь", на основании своих исследований истории края, вопрос этот формулирует, так „что же касается непосредственной генетической связи самого народа Пермь с Чудью, то этот вопрос в науке все-таки остается открытым".

Историческая запутанность, сложившаяся около наименования народности „Коми", по древним письменным памятникам называемой Пермью, с появлением русских колонистов в Прикамье,— Чудью, а с принятием христианства Великой Пермью, аборигены края распались на две группы: крещенных пермян и оставшихся при старой вере— ас-iaков или остяков¹), до того загромоздила сложившимися на протяжении двух столетий новыми кличками настоящее имя народности „Коми", что осторожные выводы науки, вопрос в признании современных „Коми" на территории Перми Великой потомками Чуди, оставляют открытым. Профессор Смирнов, признающий инородцев „Коми"потомками Чуди, в своей монографии „Пермяки" так формулирует свое воззрение: „Чудь народных преданий и Русских актов представляет одно и то же с предками современного населения Северо-Западной части Пермской губернии— Пермяками на западе, уграми на востоке". Вместе с тем считает нужным заметить,„что имя Чудь не представляет собою создание народа Пермской группы, а заимствовано ими у Русских пришельцев, которые им обозначили туземное население". В тоже время, резюмируя этнографический памятник древней русской литературы. „Краткое описание о народе Остяцком 1715 года", Новицкого, упомянутый автор отрицает, что часть ас-iaков для сохранения веры еще в XIV столетии (когда св. Стефан проповедовал на Вычегде) ушла за Урал на Обь, где и образовала группу Обских остяков, называя „ходячим воззрением XVII столетия", что Остяки образовались из Пермян. Все сказанное профессором Смирновым подкрепляется ссылкой на разность языков: „Мы знаем, что язык Вогулов и Остяков существенно отличается от наречий Пермской группы...²". Пользуясь выводами покойного ученого, находим еще новое доказательство, что Прикамские Остяки не народность, а синоним „Коми", только не крещенной, и общего даже по языку с Обскими ничего не имеют, кроме созвучия в наименованиях двух разных народностей.

Сопоставляя сказанное в нашем очерк по поводу совпадения датировки чудских памятников по времени с таковыми же письменными историческими, указывающими в Прикамье на присутствие только двух народностей Коми-Пермяков и Маньси-Вогулов, начиная с XI по XIV столетие на одной и той же площади, то получается логический вывод, что памятники могут быть названы прямо пермско-угорскими за упомянутый период. Третьей же народности в верхнем Прикамье за этот период не было, так как, если считать Прикамских ас-iaков за народность, то она явилась позднее на страницах истории в XVI столетии. Сказанное о генеалогической связи объединяет Чудь с Пермиками-Коми по времени и месту, дополняет и подкрепляет выводы покойного профессора Смирнова. Та же генеалогическая связь чудских памятников наблюдается с пунктами зарегистрированными писцовыми книгами переписи Яхонтова в 1579 г. Значащиеся в них населенные пункты того времени обязательно сопровождаются раскрытыми ныне находками чудских изделий; фамилии и прозвища жителей этих пунктов, а равно и обрывки языческого уклада еще более подкрепляют сделанное сопоставление и вытекающие из него выводы о родстве Чуди с современным населением жителей Чердынского уезда, находящимся в самых разнообразных стадиях обрусения³). Наконец, учитывая исторические факты, как например битвы Пестрого под Искором и Нелидова под Уросом, где дрались Пермские князья, и сопоставляя археологические памятники из раскопок того же Искора, называемые уже чудскими изделиями, получается тоже генеалогическая преемственность Чуди с Пермяками-Коми.

Еще лучше подкрепляет родство древних аборигенов края с современным Коми, факт неизвестности происхождения наименования последних Пермяками, когда они сами себя называют Коми-морт (Камский народ), русские же по исторически слагавшейся терминологии, начиная со времен Несторовой летописи, называют крещенных из них Пермяками, Пермянами и Пермичами, а оставшихся в старой вере— остяками, ас-iaками по терминологии данной последним своими же единоплеменниками. Русские колонисты Прикамья некрещеных Коми стали называть иронически звучащим словом Чудь, от чудной, непонятной для русских обстановки и быта древних аборигенов края верхнего Прикамья; исследователи края напрасно удивляются, после этого, что Пермяки-Коми открещиваются от этой народной клички, не желая иметь генеалогического родства с Чудью. Принимая во внимание общее стремление современного крещеного Коми, копировать русского крестьянина даже в мелочах, о чем говорит исследователь Вятских пермяков г. Добротворский, не только в одежде, постройках и проч., не трудно понять, что при такой психологии пермяка мудрено будет убедить его признать своей праматерью выдуманную русскими колонистами „Чудь". Настоящим носителем национальной культуры у Коми остался, после принятия христианства князьями на Колве, протестующий ас-iaк (свой человек), начавший активно выражать свой протест, в особенности после пожалования в 1558 г. пустых земель по Каме Строгановым, соединяясь для мести за отнятые земли то с вогулами, то с башкирами, то с черемисами.

1. Евросеус в своем труд „Об угорском народе", со слов Венгерского летописца Анонима Белье, происхождение слова „Остяк" объясняет следующим образом: р. Обь по остяцки „ась"—значит дедушка, равно как и по венгерски òs« (читается—òru); от названbя Оби - Ас, остяки сами себя зовут Ас-Ях, Обские люди, от чего и произошло русское—Остяк маньси. Можно допустить аналогичное словообразование в русском язык и для Прикамского ас-iaка, превратившегося в исторических русских памятниках в „Остяка"— (коми).
2. Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете„Пермяки", том IX, вып. 2, стр. 27 и 114, профессор Смирнова
3. Прилагаемый список археологических находок в конце сего очерка дает детальные указания по вопросу о сближении Чуди с Пермякам-Коми.

Источник:
  • Кривощеков, И. Я. Словарь географо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии с приложением карты бассейна реки Камы и иллюстрациями. – Пермь, 1914.
Категория: Мифология | Добавил: elena
Просмотров: 282 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]