Прообразом богатыря Добрыни большинство
ученых считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича. В
«Повестях временных лет» и других русских летописях Добрыня упоминается
как участник событий X века: крещение Новгорода, поход князя Владимира
на Полоцк и ряда других.
По сюжету Добрыня, купаясь в реке Пучай
подвергается нападению Змея, олицетворяющего собой насильника, внешнего
врага, и несмотря на то, что он безоружен, побеждает Змея, но не
убивает его, а заключает с ним мирный договор и отпускает его. Однако
Змей нарушает заключенный договор и похищает племянницу киевского князя
Забаву Путятичну.
В отличии от сказок, где главный герой
выручает из плена только мать, сестру или невесту, кроме племянницы
киевского князя, Добрыня освобождает огромный русский полон (пленных).
Тем самым подвигу героя придается не только семейное, а
общегосударственное значение.
Интересный факт: в былине Добрыня
едет сражаться со Змеем «на тую гору да Сорочинскую». Ученые
предполагают, что речь идет о последних отрогах Уральского хребта и о
местности рядом с Бузулуком, где некогда проживали волжские болгары,
покоренные хазарами. В X веке русские разбили хазар в ряде сражений и
уничтожили Хазарский каганат, хотя до этого платили хазарам дань.
Добрыня побеждает Змея как раз в этих местах.