Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в
течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой
основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.
На
Руси Масленицу всегда праздновали с особым размахом. Масленичная неделя
была наполнена весельем, гуляниями, забавами… «Каждый день Масленицы,
как Вы знаете, имел свое название: понедельник – «встреча»; вторник –
«заигрыш»; среда – «лакомка»; четверг – «разгул», «перелом», «широкий
четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки;
воскресенье – «проводы», «прощенный день». Самыми важными считались
последние четыре дня праздника. Накануне следовало вымыться в бане,
чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах
прекращали работы, начинали ходить в гости», одаривать друг-друга
подарками, ездить по ярмаркам, кататься с гор и на лошадях, «чествовать
новоженов»… Следовало «потешить Масленицу», что означало щедро ее
встретить и достойно проводить. Народные поговорки гласят: «Без блина –
не Маслена!»; «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи»; «Масленица
объедуха, деньгам приберуха».
Сегодня давайте вспомним, как отмечали этот праздник на территории
нынешнего Пермского края, по историческим меркам совсем недавно, во
второй половине XX века, наши с Вами родители, бабушки и дедушки.
Обзор
составлен по материалам статьи А.Л. Глушаев, О.Н. Костицина. Масленица
или проводы русской зимы. В
основу работы, как отмечают авторы, легло студенческое исследование о
праздновании Масленицы в Сивинском районе Пермского края, дополненное
корреспонденциями из районных газет 1960-1990 г.г. В это время, как мы
все знаем, существовал советский праздник Проводы русской зимы,
включавший в себя элементы масленичных гуляний.
«…Проводы
русской зимы и международный женский день 8 марта начался, как обычно,
парадом лошадей. Впереди, весело звеня бубенцами, бежала тройка колхоза
«Родина», за ней одиночные упряжки… окончился праздник тоже традиционно –
сжиганием чучела…» («За коммунизм», 1968 г.).
В 1960-е годы «всю
организационную работу по проведению праздника «Русской зимы» проводил
комитет комсомольской организации… правление колхоза выделило 50
рублей…» («За коммунизм», 1962 г.).
«К строительству ледяных катушек…
привлекали добровольцев из молодежи. В самом же селе Сива на время
праздника строили ярмарочные балаганы…Пиломатериалами снабжал
леспромхоз. Праздничный концерт организовывали
культработники…Организации Сивинского РайПО обеспечивали торговлю
продуктами и спиртными напитками. В местной газете уточнялось: «…К
проводам русской зимы работники общественного питания изготовили 300
килограммов пельменей – 17000 штук…» («За коммунизм», 1969 г.). «Под
общий смех и веселые возгласы приехала Баба Яга на машине, в кузове
которой стояла ее избушка, а из трубы избушки шел дым. Все, как в
сказке, правда, современной. Баба Яга, она же работник районной больницы
Раиса Андреевна Грибанова, отлично исполнила эту роль, и все получили
огромное удовольствие, глядя на нее» («За коммунизм», 1968 г.). Жители села вспоминали: -
«Помнится, Раиса Андреевна Грибанова (медсестрой в Сивинской больнице
работала), она постоянно что-нибудь готовила, она могла на машине печку
поставить и поехать, блины пекла, с прибаутками с шутками, раздавала их,
и очень было весело». - «Тогда у нас праздник проходил в районном
центре прямо на главной улице. И народу очень-очень много было, то есть
там и на тройках катались. Помнится, красиво украшенные лошади были с
колоколами… Очень редко продавали мороженое, а в этот праздник Масленицы
в ларьках продавали мороженое, чуть не коробками раскупали. Блины ели
там со сгущенкой, со сметаной, с вареньем, с чаем и баранками…»
-
«…В советские годы праздник так и назывался масленицей. Я считаю – да.
Для меня вот это была масленица, для нас вот. Для меня и моего круга, а
мой круг – обычно родственники, у меня родня большая. Для нас он всегда
масленица. А государственное отношение к празднику – это проводы русской
зимы, а народное отношение – это всегда масленица. Вот!»
- «В
детстве с друзьями и родственниками катались с горки, по человек десять
на больших санях, жгли вечером огромные костры на горе. Дурачились,
валяли друг друга в снегу, много смеялись. Приходили домой поздно
вечером усталые, но довольные. И так всю масленичную неделю. Русская
зима. <…> Мужики лазили на ледяной столб за подарками: чайным
сервизом, мясорубкой, комплектом постельного белья, но самым большим
призом был живой маленький поросенок. Я тогда думала, как поросенку на
столбе неудобно в коробке. Оказалось, что в коробке только записки с
названиями призов. А дети в этот праздник ели вволю мороженое, которое
продавалось на развес, и халву. Катались на санях, запряженных
наряженными лошадьми с бубенцами и колокольчиками. Людей веселили
скоморохи, показывая сценки и играя с детьми».
Газеты писали:
«Много гостей-масок в тот день прибыло на праздник. Из поселка Северный
Коммунар приехали «Бременские музыканты» и «разбойники», вместе
разгуливали Дед Мороз и Снегурочка, Весна, Баба Яга блины пекла» (Юрьев,
А. «За коммунизм», 1974). На сельскую площадь «въезжает праздничная
колонна, впереди которой - мотоциклы с флагами, а за ними – упряжки
лошадей с заливными бубенцами. Веселое оживление вызвало появление Емели
на русской печи. А за ним скоморохи с плясками. И Зима со Снегурочкой
тут же. Все сразу зашумело, засуетилось, открылись торговые ряды,
посыпались в кипящую воду пельмени, зашипели в мангалах шашлыки.
Старушки-веселушки провели аттракцион на скорейшее поедание блина. На
разукрашенных упряжках катались ребята…» (Демидов, В. «За коммунизм»,
1986).
Друзья, поздравляем
с Масленицей! Будьте здоровы, прощайте обиды, не забывайте свои «корни»
и народные традиции! Всем хорошего настроения, вкусных блинов, дорогих и
близких людей рядом!
Источник: https://vk.com/wall-76747321_8604
Литература: - Глушаев, А. Л. Масленица или проводы русской зимы.
Как конструируется современная праздничная культура / А. Л. Глушаев, О. Н. Костицина // Культурный код.
- 2018. - № 1. - С. 22-32.
- Масленица / составил Н. Дубровский ; материалы Снегирёва, Забелина, Вельтмана [и др ]. - Москва : Типография С. Селивановского, 1870. - 46 с.
- Подюков, И. А. Масленица в Прикамье (конец XIX - первая половина XX в.) / И. А. Подюков, А. В. Черных. - Пермь, 2004. - 60 с.
- Традиционные народные праздники в образовательных
учреждениях : метод. пособие / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед.
образования, Каф. истории педагогики ; Е. И. Якубовская [и др.]. -
Санкт-Петербург : [СПбАППО], 2005 (Тип. акад.). - 287 с. : ил.
- Черных,
А. В. Русский народный календарь в Прикамье : праздники и обряды кон.
ХIХ - сер. ХХ в. Часть II. Зима / А. В. Черных ; Уральское отд-ние Российской акад. наук, Пермский фил. Ин-та
истории и археологии, Пермский гос. ун-т. - Пермь : Пушка, 2008.
- 368 с. : ил.
|