16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 104
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Мифология

Масляница
22.02.2023, 19:05
Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии.

На Руси Масленицу всегда праздновали с особым размахом. Масленичная неделя была наполнена весельем, гуляниями, забавами… «Каждый день Масленицы, как Вы знаете, имел свое название: понедельник – «встреча»; вторник – «заигрыш»; среда – «лакомка»; четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки; воскресенье – «проводы», «прощенный день». Самыми важными считались последние четыре дня праздника. Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали работы, начинали ходить в гости», одаривать друг-друга подарками, ездить по ярмаркам, кататься с гор и на лошадях, «чествовать новоженов»… Следовало «потешить Масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить. Народные поговорки гласят: «Без блина – не Маслена!»; «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи»; «Масленица объедуха, деньгам приберуха».

https://kircbs.ru/userfiles/image/Kalendar/Fevral'_2023/18.jpg

Сегодня давайте вспомним, как отмечали этот праздник на территории нынешнего Пермского края, по историческим меркам совсем недавно, во второй половине XX века, наши с Вами родители, бабушки и дедушки.
Обзор составлен по материалам статьи А.Л. Глушаев, О.Н. Костицина. Масленица или проводы русской зимы. 
В основу работы, как отмечают авторы, легло студенческое исследование о праздновании Масленицы в Сивинском районе Пермского края, дополненное корреспонденциями из районных газет 1960-1990 г.г. В это время, как мы все знаем, существовал советский праздник Проводы русской зимы, включавший в себя элементы масленичных гуляний.

«…Проводы русской зимы и международный женский день 8 марта начался, как обычно, парадом лошадей. Впереди, весело звеня бубенцами, бежала тройка колхоза «Родина», за ней одиночные упряжки… окончился праздник тоже традиционно – сжиганием чучела…» («За коммунизм», 1968 г.).
В 1960-е годы «всю организационную работу по проведению праздника «Русской зимы» проводил комитет комсомольской организации… правление колхоза выделило 50 рублей…» («За коммунизм», 1962 г.).
«К строительству ледяных катушек… привлекали добровольцев из молодежи. В самом же селе Сива на время праздника строили ярмарочные балаганы…Пиломатериалами снабжал леспромхоз. Праздничный концерт организовывали культработники…Организации Сивинского РайПО обеспечивали торговлю продуктами и спиртными напитками. В местной газете уточнялось: «…К проводам русской зимы работники общественного питания изготовили 300 килограммов пельменей – 17000 штук…» («За коммунизм», 1969 г.).

«Под общий смех и веселые возгласы приехала Баба Яга на машине, в кузове которой стояла ее избушка, а из трубы избушки шел дым. Все, как в сказке, правда, современной. Баба Яга, она же работник районной больницы Раиса Андреевна Грибанова, отлично исполнила эту роль, и все получили огромное удовольствие, глядя на нее»
(«За коммунизм», 1968 г.).

Жители села вспоминали:
- «Помнится, Раиса Андреевна Грибанова (медсестрой в Сивинской больнице работала), она постоянно что-нибудь готовила, она могла на машине печку поставить и поехать, блины пекла, с прибаутками с шутками, раздавала их, и очень было весело».
- «Тогда у нас праздник проходил в районном центре прямо на главной улице. И народу очень-очень много было, то есть там и на тройках катались. Помнится, красиво украшенные лошади были с колоколами… Очень редко продавали мороженое, а в этот праздник Масленицы в ларьках продавали мороженое, чуть не коробками раскупали. Блины ели там со сгущенкой, со сметаной, с вареньем, с чаем и баранками…»

- «…В советские годы праздник так и назывался масленицей. Я считаю – да. Для меня вот это была масленица, для нас вот. Для меня и моего круга, а мой круг – обычно родственники, у меня родня большая. Для нас он всегда масленица. А государственное отношение к празднику – это проводы русской зимы, а народное отношение – это всегда масленица. Вот!»

- «В детстве с друзьями и родственниками катались с горки, по человек десять на больших санях, жгли вечером огромные костры на горе. Дурачились, валяли друг друга в снегу, много смеялись. Приходили домой поздно вечером усталые, но довольные. И так всю масленичную неделю. Русская зима. <…> Мужики лазили на ледяной столб за подарками: чайным сервизом, мясорубкой, комплектом постельного белья, но самым большим призом был живой маленький поросенок. Я тогда думала, как поросенку на столбе неудобно в коробке. Оказалось, что в коробке только записки с названиями призов. А дети в этот праздник ели вволю мороженое, которое продавалось на развес, и халву. Катались на санях, запряженных наряженными лошадьми с бубенцами и колокольчиками. Людей веселили скоморохи, показывая сценки и играя с детьми».

Газеты писали: «Много гостей-масок в тот день прибыло на праздник. Из поселка Северный Коммунар приехали «Бременские музыканты» и «разбойники», вместе разгуливали Дед Мороз и Снегурочка, Весна, Баба Яга блины пекла»
(Юрьев, А. «За коммунизм», 1974).
На сельскую площадь «въезжает праздничная колонна, впереди которой - мотоциклы с флагами, а за ними – упряжки лошадей с заливными бубенцами. Веселое оживление вызвало появление Емели на русской печи. А за ним скоморохи с плясками. И Зима со Снегурочкой тут же. Все сразу зашумело, засуетилось, открылись торговые ряды, посыпались в кипящую воду пельмени, зашипели в мангалах шашлыки. Старушки-веселушки провели аттракцион на скорейшее поедание блина. На разукрашенных упряжках катались ребята…»
(Демидов, В. «За коммунизм», 1986).

Друзья, поздравляем с Масленицей! Будьте здоровы, прощайте обиды, не забывайте свои «корни» и народные традиции! Всем хорошего настроения, вкусных блинов, дорогих и близких людей рядом!

Источник:
https://vk.com/wall-76747321_8604

Литература:
  • Глушаев, А. Л. Масленица или проводы русской зимы. Как конструируется современная праздничная культура / А. Л. Глушаев, О. Н. Костицина // Культурный код. - 2018. - № 1. - С. 22-32.
  • Масленица / составил Н. Дубровский ; материалы Снегирёва, Забелина, Вельтмана [и др ]. - Москва : Типография С. Селивановского, 1870. - 46 с.
  • Подюков, И. А. Масленица в Прикамье (конец XIX - первая половина XX в.) / И. А. Подюков,  А. В. Черных. - Пермь, 2004. - 60 с.
  • Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях : метод. пособие / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, Каф. истории педагогики ; Е. И. Якубовская [и др.]. - Санкт-Петербург : [СПбАППО], 2005 (Тип. акад.). - 287 с. : ил.
  • Черных, А. В. Русский народный календарь в Прикамье : праздники и обряды кон. ХIХ - сер. ХХ в. Часть II. Зима / А. В. Черных ; Уральское отд-ние Российской акад. наук, Пермский фил. Ин-та истории и археологии, Пермский гос. ун-т. - Пермь : Пушка, 2008. - 368 с. : ил.  
Категория: Мифология | Добавил: elena
Просмотров: 156 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]