Мифоло́гия ко́ми (коми Коми мифология) — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми — зырян, пермяков и язьвинцев. Является частью общей финно-угорской мифологии.
В процессе христианизации населения, большая часть мифологии коми, в значительной мере была утрачена. Основной древнейший источник, который сохранился - это "Житие Стефана Пермского" (XV век), а также труды учённых, опубликованных в XIX-XX веках.
До принятия христианства в течение многих веков предки коми были язычниками. Они обожествляли природу и считали, что у каждой стихии есть свои «хозяева»: Вöрись (Леший) управляет миром деревьев, зверей и птиц; женское божество Луншöрика гуляет по ржаному полю и ускоряет действие плодоносящих сил; Ойпель оберегает людей от болезней и отводит вражескую напасть… Свои покровители – «чуды» – есть и у природных, и у рукотворных объектов: öшмöсчуд (чуд колодца, родника), суседку (домовой), банячуд (банный чуд)… Этим «пантеоном» управляет верховное божество Ен.
Согласно древнему мифу коми-пермяков, создатель верхнего мира Ен поселился на небе, создатель нижнего мира и злых духов Куль – в воде, а средний, земной мир был дарован человеку.
В преданиях, хранимых современными коми-пермяками есть мифологические персонажи, о которых бытуют многочисленные истории в Коми-округе. Но лишь одна из этих историй имеет точную привязку к известной локации – селу Пож (к северо-востоку от Юрлы). Это легенда о богатыре Перше.
Богатырь Перша
По преданию этот богатырь жил в деревне Пож, недалеко от Юрлы. Говорят, что при присоединении пермяцких земель к владениям Строгановых работники графа ходили с цепью и мерили местные земли уже как свои.
Перша им воспротивился. Он голыми руками разорвал ту цепь в месте, где растет высокая сосна. И в этом месте цепь завернул, уменьшив графские владения. Благодаря этому земли его деревни Строгановым не достались, и люди в этих местах остались свободными. За силу богатырскую Першу прозвали Перой в честь славного богатыря прошлого.
Суседко (Анчужка)
Это домовой, домовик, хранитель дома. Такой же персонаж есть и в русском фольклоре. Среди чудов, обитающих в хозяйстве человека, он считается самым главным. Этот маленький лохматый человечек является покровителем домашнего скота.
Когда он доволен, то и гривы коней заплетает в косы, и скотина здорова, и дела в хозяйстве идут хорошо. По характеру он добрый, но любит проказничать. Женщинам спутывает волосы, мужчинам бороду, прячет предметы. Издаёт звуки, пугая домашних. Прядет, постукивая веретеном. Предупреждая о грядущем, «давит» человека. В такой момент надо спросить – к добру или к худу? Домового принято подкармливать, оставляя угощение в укромных местах. При переезде забирают с собой, предлагая сесть в лапоть.
Кикимора (Кокра-Мокра, моха)
Кикиморой в коми-пермяцких преданиях называли жену домового. Она являлась абсолютным антиподом своему доброму мужу. Посудите сами!
Это невидимое зловредное волосатое существо живёт себе в заброшенных домах, в голбце или на чердаке. Символизирует собой беспорядок, хаос, как следствие неподобающего поведения человека, в том числе и мужчины. В доме может поселиться сама или с помощью злых колдунов, которые могут пустить её на хлеб или квашню, или подложить в постройку в виде деревянной или тряпичной куколки. Ночью издает разные звуки, плачет, разговаривает, выдаивает молоко у скота. Избавиться от кикиморы можно было лишь с помощью специального знахаря (тӧдiсь).
Ёма
Ёма (Вӧр баба, лешакова тетка) – женское божество в коми-пермяцкой мифологии, связанное с пограничным миром. Является лесной ведьмой, а также хранительницей огня и волшебных предметов. Кроме этого Ёма – покровительница женских ремесел (ткачества, прядения). Имеет длинные железные зубы и ногти, мохнатые ресницы и очень длинный нос, упирающийся в потолок, пол или угол. Ёма либо совсем слепа, либо очень плохо видит и поэтому носом чует всех приходящих к ней.
Живет в избе, вросшей в землю, либо в избе, стоящей на куриных или лосиных ногах. При визите непрошенных гостей изба превращается в комнату с тремя или двумя углами. У плохих и пьющих матерей может воровать детей. Также считается, что у Ёмы есть собственные дети – многоголовые гундыры.
Писти – коварное существо, похожее на ястреба, ходит по дорогам, высматривает жертву, кого бы заклевать. Живет писти под землёй, у него много чёрных-пречёрных детей. Метку от клюва на лице человека называют писти пас. По преданию, болезни насылаются лешими, водяными, животными и птицами, предками, колдунами и «глазливыми людьми».
Источник:
https://dzen.ru/a/YlVE32VY3D98jhgA |