Кроме
Микулы Селяниновича крестьянское происхождение есть и у главного
богатыря русского эпоса-Ильи Муромца, но, в отличии от других русских
былинных богатырей, сила Микулы Селяниновича направлена исключительно на
мирные дела: он пашет землю, выращивает хлеб.
В былине о Микуле
и Вольге, сам богатырь Вольга со всей своей дружиной не могут вытащить
соху Микулы из земли, а Микула берет ее одной рукой и забрасывает ее за
ракитовый куст, удивляя и Вольгу и его дружинников своей силой. Однако,
когда Вольга приглашает Микулу в свою дружину, Микула отказывается и
продолжает работать в поле, выращивая хлеб.
В сюжете о Микуле и
Святогоре, Микула несет спокойно на плече суму в которой скрыта «вся
тяга земная», и когда Святогор, вначале крайне непочтительно
разговаривавший с Микулой, пытается поднять по его просьбе суму, то он
не смог ее даже оторвать от земли.
Созидательная деятельность
богатыря-пахаря Микулы Селяниновича противопоставлена как военной силе
князя-оборотня Вольги, так и сверхъестественной, но не находящей
никакого применения мощи Святогора. Таким образом победа Микулы
Селяниновича над Вольгой и Святогором символизирует превосходство
крестьянского труда над традиционными военными проявлениями силы.