В славянской мифологии и русских народных сказках волк является одним из главных животных.
Считалось, что волк был создан нечистой силой (нежитью), однако
она не смогла его оживить и обратилась к силам света, которые и
вдохнули в волка жизнь и душу. Этим и обусловлено двойственное
происхождение волка и его пограничное положение между тьмой и светом,
человеком и нечистой силой.
Волк часто наделяется
сверхъестественными чертами - железными зубами, огненной шкурой и медной
головой. Главным признаком волка в сказках и заговорах считается его
чужеродность, принадлежность к иному нечеловеческому миру.
С
одной стороны, волк всегда противопоставлен человеку как олицетворение
грубой, разрушительной силы. Он враждебен человеку, уничтожает его
домашний скот и может напасть на людей. Любопытно, что в ряде свадебных
песен волками называют сопровождающих жениха, а также всю родню невесты,
поскольку во время свадьбы в доме жениха они являются чужими,
соответственно родня жениха в ряде народных песен называет невесту
волчицей.
С другой стороны, существуют поверья, согласно которым волк, действуя по указанию светлых сил, уничтожает нечистую силу.
В ряде стран Европы распространены представления о том, что встреча с волком предвещает удачу, счастье или благополучие.
В
русских волшебных сказках волк часто неизменно выступает как союзник
или волшебный помощник героя. В широко известной сказке он помогает
Ивану-царевичу добыть волшебные предметы и невесту, а после его гибели
воскрешает с помощью живой воды.
Зубы и когти волка служили
амулетами и оберегами, им приписывались лечебные свойства. Ребенку, у
которого прорезывались зубы вешали на шею волчий зуб.
Согласно
быличкам, волки подчиняются лешему, а согласно христианским верованиям,
покровителем волков считается святой Юрий (Георгий), который распределял
весной между волками их будущую добычу. Для защиты от волков в
заговорах святого Юрия (Георгия) просили унять «своих псов». С
праздниками в честь святого Юрия (Георгия) связаны и обряды, защищающие
от волков, в частности, опасно было упоминать волка в повседневной речи.
Именно поэтому в народном фольклоре появились многочисленные эвфемизмы,
в которых волка называли, «серый», «серые бока», божья собака, лесная
собака.