Лес
служил источником жизни людей и в то же время пугал. Человеческое
воображение населяло чащу тайги существами страшными, порой — смертельно
опасными (и речь сейчас не о стаях голодных волков и не о
медведях-людоедах).
Среди многочисленных духов
больше всего народ коми опасался лешего. Охотники коми называли лешего
Ворса, Ворысь (вор-куль — «лесной черт», вора-морт — «лесной человек»).
Кроме того, существовал ещё целый ряд описательных наименований
отмечающих, как среду его обитания, так и то, что в лесу он является
старшим, или же указывающих на какие-либо отличительные черты внешнего
вида лесного духа.
Местом, где живет леший, может быть чаща,
пустырь, нежилое урочище, откуда переселились люди. В лесу он живет
только летом. А 17 октября, по поверьям, проваливается под землю, где
проводит время до весны. Перед тем как уйти, он долго озорничает: ломает
и гнет деревья, гоняет по лесу зверей. В этот день люди стараются не
ходить в лес. Леший оберегает свои владения от различных бед, а
иногда от людей. Леший не терпит свиста или громкого крика в лесу. За
проделки, леший может запутать человека и тогда он не вернется домой, а
провалится под землю. Чтобы выйти из леса, нужно всю одежду вывернуть
наизнанку. Если люди узнавали, что в какой либо чаще поселился леший, то
старались не ходить в эту местность. Чаще всего леший
появляется в глухую ночь. Но если лес густой, либо человек забрел в
чащу, то леший может повстречаться и днем. Кроме того, в лесу существуют
невидимые тропы, по которым ходит леший. Беда будет тому человеку,
который попадет на одну из его троп. Леший может увести его с собой,
либо сильно покалечить. Леший не любит показываться людям. Чаще
всего он пугает шумом, скрипом, криком. Как только человек собьется с
дороги, леший начинает радоваться, хлопать в ладошки и громко
хохотать.Иногда леший досаждал людям: воровал добычу, забирал к себе
детей, проклятых матерями, а иногда помогал.
Живым воплощением
лесного духа или его ипостасью признавался медведь. Представления об
облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть
невидимым, появляться в виде смерча, в облике обычного человека или
человека с какими-либо особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей
и ресниц, отсутствие тени и т.д.). Вот как описывает его Владимир
Петрухин в книге «Мифы финно-угров»:
Он являлся одиноким
охотникам в виде либо великана с вывернутыми назад пятками, ростом с
сосну, либо силача с мохнатыми ушами, но без бровей и ресниц, а иногда —
в виде вихря. Часто он превращался в кошку или других небольших
животных. Сам он не отбрасывал тени, а на лай его собаки не откликалось
эхо.
Лучшие собаки по количеству пойманных зверей признавались бывшими собаками ворсы.
Очень
часто леший показывается путнику в облике его родственника. Но его
могут выдать глаза, которые светятся зеленым светом. Может он
превратиться в любое животное или даже в неодушевленный предмет (пень,
камень и так далее). Самым ярким атрибутом, является посох в руках
лешего. Когда он обходит свои владения, то вокруг него слышится скрип
деревьев, дует ветер. У лесных великанов великолепное
телосложение. Когда леший ходит по лесу, его рост равен самым высоким
деревьям, если же выходит на поляну, то становится ниже самой маленькой
травинки. Житель коми деревни Ласта (Ижемский район) А. Канев поведал,
что видел «лесного человека» у реки Сэбысь, — «ростом был он с добрую
ель, глаза из-под густых бровей светились, как плошки». Ворса
может досаждать охотнику и похищать его добычу, если охотник вторгся во
владения лешего, в состоянии приморозить сани к дороге и заманить в
трущобу. Леший уносит к себе детей, проклятых матерями… Считалось, что
избавиться от лешего можно, если повернуться к нему спиной и выстрелить в
него, зажав ружье между ног. Но лучше было поднести ему приношения с
приговором: «Я тебе табак, ты мне — белок. Я тебе пироги с грибами, ты
мне — зайцев и дичь».
В несказочной прозе лесной дух-хозяин
предстаёт как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм
промысловой морали, наказывая виновных в их нарушении лишением удачи в
промысле. Напротив, за оказанную ему помощь в схватке с водяным
духом-хозяином, предоставление ему ночлега, еды и питья и т.д. лесной
дух мог наградить богатой добычей. Чтобы обеспечить удачу в промысле
лесному духу-хозяину полагалось периодически, обычно перед началом
охоты, делать приношения, ему же полагалось оставить первую добытую
боровую дичь.
Из негативных, не спровоцированных проступков
лешего в отношении людей ему приписывались "кража дороги", похищение
людей для работы в его хозяйстве, пропажа скота, находящегося на вольном
выпасе в лесу. Когда в лесу пропадала скотина, коми просили своих
колдунов написать лешему специальную грамоту на бересте — кабалу. Колдун
писал углем справа налево понятные ему одному и ворсе знаки и
произносил заклинание. Грамоту писали в двух экземплярах: один сжигали в
печи, другой оставляли в лесу.
Источник: https://vk.com/feed?section=likes&w=wall357557715_8035
|