До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.
«Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ, — рассказывает корреспонденту РП историк Роман Бирюков. — Будучи преподавателем географии, он же впервые придумал использовать для рисунков на доске мелки разного цвета: синие для воды, зеленые для гор, красные для обозначения мест битв. Более того, он создал собственный рецепт изготовления цветных мелков, начав окрашивать белый мел с помощью смеси из красящего пигмента и овсянки.
Остальные школьные учителя быстро оценили изобретение шотландца. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное — вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Правда, делать доски стали не из дорогого аспидного сланца, а из дерева и затем красить матовой краской в привычный черный цвет — на нем хорошо видны надписи мелом. Кстати, если ученик гимназии, вызванный к доске, шел к ней слишком быстро или чересчур медленно, его могли за это выпороть
Первоначально они изготовлялись из сланца и покрывались черной краской. Казалось абсолютно естественным писать белым мелом по черной доске - лучше видно. Однако со временем выявились и недостатки черного цвета. При ярком солнечном свете создавалась излишняя контрастность и написанное становилось трудночитаемым. После стирания оставались слишком сильные белые разводы, что затрудняло продолжение объяснения урока. Поэтому со временем, гораздо чаще стали использовать коричневый или темно-красный цвет. Кстати, в советских школах доски были коричневого цвета.
Однако, к середине XX века исследования ученых в области восприятия цветов привели к выводу, что наиболее благоприятным для человеческого глаза является зеленый. В разных школах были проведены эксперименты и учителя согласились, что темно-зеленый цвет школьной доски лучше способствует процессу обучения. В результате с 60-х годов эти школьные атрибуты стали изготавливать из стальных пластин покрытых зеленой эмалью. Сначала они распространились в США и Западной Европе, а затем и в Восточной Европе.
Объясняется это изменение цвета просто – зеленый лучший цвет для человеческого восприятия. Он создает наименьшую нагрузку для глаз при длительной работе с текстом или изображениями. Это приятный и успокаивающий цвет, близкий к природе. К тому же выяснилось, что зеленый цвет способствует подъему умственной активности и сосредоточенности, увеличивает концентрацию внимания. А это именно те факторы, которые необходимы для успешного обучения. Потому, практически по всему миру, школьные доски темно-зеленого цвета.
Но прогресс не стоит на месте и в заключение обязательно надо констатировать появление новых, более современных вариантов этого атрибута образования. Здесь и покрытия, на которых можно писать маркером, и интерактивные доски, где все действия ученики могут выполнять с помощью компьютера и многие другие интересные варианты. Правда, сама идея большой поверхности используемой для демонстрации и обучения не изменилась со времен Джеймса Пилланса, учителя и изобретателя.