МАРИЯ МОНТЕССОРИ - итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной
педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания,
которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация. Некоторые
известные люди способствовали основанию школ Монтессори по всему миру.
Например, Томас Эдисон – всемирно известный учёный и изобретатель,
Зигмунд Фрейд – автор психоанализа – и его младшая дочь Анна, тоже
психолог, Махатма Ганди – философ и политик Индии, и многие другие. Поддерживал
Марию и её сын Марио. В 1929 году они вместе основали Международную
Монтессори-ассоциацию (Association Montessori Internationale, AMI).
Марио Монтессори возглавлял AMI до своей смерти в 1982 году.
31 августа 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения великого педагога Марии Монтессори. Хотя М. Монтессори родилась в 1870 году, в Россию её педагогика пришла лишь в
1992 году. Практически век мы не знали о ее
педагогических открытиях и о ней самой. С распадом
СССР система Монтессори стала быстро распространяться в нашей стране. Вот уже
более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: - Родилась в семье обычного итальянского небогатого чиновника
- Больше всего на свете не хотела становиться учителем
- Стала первой в Италии женщиной-студенткой медицинского факультета
- Защищала права женщин и детей
- Педагог с медицинским образованием
- Разработала метод развития свободной личности
- В годы Второй мировой войны отправилась работать в Индию
- Воспитала сына-преемника
- Методика Монтессори подходит и принцу, и Нобелевскому лауреату
- Школа Монтессори в городе Лакхнау (Индия) попала в книгу рекордов Гиннесса
- Мария Монтессори оказалась даже на банкноте
- В России есть
центр Монтессори, есть педагоги, которые стараются работать по ее
методу.
Как педагог с медицинским образованием М. Монтессори начала работать с умственно отсталыми детьми. Ее доклад в
1889 году на научной конференции в Турине стал революционным: она
доказала, что детей с психологическими патологиями можно и нужно
развивать. До нее ребята с подобными отклонениями жили в
специализированных приютах, с ними никто не занимался, и зачастую у них
не было даже игрушек. Мария открыла в Риме Ортофренический институт и
разработала собственную методику. В итоге умственно отсталые
дети, которых обучала Монтессори, превзошли нормально развивающихся
детей в навыках письма, чтения и счета.
В 1901 году М. Монтессори оставила работу со слаборазвитыми детьми в
ортофренической школе в Риме, ей хотелось заняться вопросом
обучения здоровых детей.
Она взяла под свою опеку 60 ребятишек из трущоб Рима. То были дети
рабочих, за которыми кому-то нужно было присматривать, пока родители
трудились с утра до ночи.
«Шестьдесят напуганных детей, готовых расплакаться в любую минуту,
настолько робких, что их невозможно было разговорить; их лица ничего не
выражали, они смотрели на все в недоумении, как будто до сих пор не
видели ничего...» – такими они попали к Монтессори.
Мария организовала в своем Доме ребенка особый уклад жизни. Привыкая к
нему, эти неуправляемые дети превращались в организованных и спокойных
воспитанников. Они выбирали себе предметы для занятий, рассаживались за
столы и занимались своими делами, не беспокоя своих товарищей. А когда
заканчивали работу, тихо убирали все на место.
Все в них говорило о возрастающем интересе к жизни, а вместе с ним
развивалось и чувство собственного достоинства. В скором времени
известие об этих чудесных детях Монтессори облетело весь мир.
М. Монтессори считала, что задача педагога не в том, чтобы диктовать
ребенку свою волю, но в том, чтобы внимательно прислушаться к нему,
понять маленького человека и помочь ему раскрыть его собственную
сущность, дарованную Богом. "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу", - писала знаменитая итальянка. Монтессори, по
сути, продолжила и развила "метод природосоответствия" великого
швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, который тоже призывал
идти к ребенку не с собственными представлениями о том, каким он должен
быть, но развивать в нем то, что в нем уже заложено. Внимательно
вчитайтесь в эти удивительные слова Марии Монтессори: "Ребенок
интересен нам в первую очередь не как физическое, а как психологическое
существо, способное дать начало совершенствованию человека". Если не
относиться к детям пренебрежительно, они могут помочь взрослым остаться
людьми в самых нервных, нечеловеческих ситуациях. В этом - великое
послание Монтессори, которое мы, родители, не должны забывать. Источник: https://rg.ru/2020/08/30/31-avgusta-ispolniaetsia-150-let-so-dnia-rozhdeniia-marii-montessori.html https://malyutka.net/2017/09/10-interesnyh-faktov-iz-zhizni-marii-montessori.html
Литература: - Денерво, С. Принципы Монтессори :
[35 практических советов] / С. Денерво ; пер. с фр. О. Долгачевой ;
Междунар. ин-т Монтессори-педагогики. - Москва : ЭКСМО, 2019. - 184 с. -
(Монтессори. Учимся и играем дома).
- Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори : от 6
месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. - Москва : ЭКСМО, 2009. - 223 с. -
(Популярные развивающие методики).
- Монтессори-материал : сб. статей. Ч. 1 / пед. методика М. Монтессори. – Москва : Рос. Монтессори-Центр : Мастер, 1992. - 79 с. : ил.
- Педагогика Монтессори в современной России : сборник статей : к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори
/ Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Московский педагогический государственный университет", Институт
детства ; под общей редакцией К. Е. Сумнительного. - Москва : МПГУ,
2020. - 143 с.
- Стэндинг, Э. М. Революция Монтессори в образовании / Э. М. Стэндинг, М. Монтессори
; пер. Т. В. Юдина. - Санкт-Петербург : Береста, 2015. - 238 с.
: ил. - (Скрытые возможности
человека).
- Фаусек, Ю. И. Педагогика Марии Монтессори : статьи,
дневники, рукописи / Ю. И. Фаусек ; ред. текста подгот. Е. А.
Хилтунен. - Москва : Генезис, 2007. - 366 с. : ил.
Сочинения:
- Монтессори, М. Дети - другие.
Уникальная методика раннего развития / М. Монтессори ; пер. с нем.,
вступ. и заключ. ст., коммент. К. Е. Сумнительного. - Москва : АСТ :
Карапуз, 2019. - 319 с. - (Методики раннего развития).
- Монтессори, М. Геометрия в элементарной школе Монтессори / М. Монтессори ; пер. с итал. Ю. Фаусек. - Петроград : Начатки знаний, 1922. - 24 с.
- Монтессори, М. Мой метод : руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет
/ М. Монтессори ; пер. англ. А. В. Колесниковой, Е. А. Рязанцевой. -
Москва : Центрполиграф, 2016. - 415 с.
- Монтессори, М. От детства до юности : включает приложение "Эрдкиндер" и "Функции университета" / М. Монтессори ; пер. с английского Г. Исмагиловой. - Санкт-Петербург : Реноме, 2021. - 105 с. : ил. - (Библиотека Фонда Монтессори).
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. После 6 месяцев уже поздно
/ М. Монтессори ; сост., вступ. ст. М. В. Богуславского, Г. Б.
Корнетова. - Москва : АСТ : Карапуз, 2014. - 256 с. - (Методики раннего
развития).
- Монтессори, М. Ребёнок в семье / М. Монтессори
; пер. с англ. Анны Воейковой ; ред. А. И. Пугачёва. - Санкт-Петербург :
Реноме, 2014. - 92 с. - (Библиотека Фонда Монтессори).
- Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори ; сост. вступ. ст. К .Е. Сумнительный. - Москва :
Карапуз, 2009. - 288 с. : ил. - (Педагогика детства).
|