Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями
некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только
понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может
обойтись общество. Это педагог.
История образования, история учительства
началась вместе с историей человечества. У всех народов мира педагогом, учителем
называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает
младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и
общечеловеческие. Педагоги, как и родители, связывают поколения людей.
Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Слово "педагог" известно
нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за
ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был
раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или
племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что
составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача
накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была
"вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее,
усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и
овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования
орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не
привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность
быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере
усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой
необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода —
самые уважаемые и умудренные опытом образовали в современном понимании первую
социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью
которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения,
его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности
и сознания человека. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми
успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем
это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания.
Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение,
приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без
творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в
наследство.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад.
Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше
появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал
школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и
произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то
занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это
делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество
детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при
монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для
обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить
деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из
школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси
при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для
мальчиков.
Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали
образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт
благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же
следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с
братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах
поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама.
Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были
немки и француженки.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко
возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству
людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с
этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать
только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.
Профессия педагога становится самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить
ученикам, разнообразные. Теперь педагог уже не в состоянии справиться в
одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
В приведенных ниже пособиях освещаются идеи выдающихся педагогов,
мыслителей, философов, корифеев педагогической науки, историческое наследие
которых может быть использовано в современной повседневной
педагогической практике. Ведь изучение истории школы и педагогики – важное
условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно
дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и
образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического
профессионализма.
Литература: История педагогики
-
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского
государства, XIV-XVII вв. / АПН СССР ; сост., биогр. очерки, коммент.
С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова ; вступ. ст. Д. С. Лихачева, Г. М.
Прохорова ; редкол. тома : С. Ф. Егоров [и др.]. - Москва : Педагогика, 1985. -
367 с. : ил. - (Антология пед.
мысли народов СССР).
-
Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР ; вступ. ст.,
биогр. очерки, сост. и примеч. И. А. Соловкова ; редкол. : Г. Н. Волков
[и др.]. - Москва : Педагогика, 1985. - 479 с. : ил. - (Антология пед.
мысли народов СССР).
-
Антология педагогической мысли России второй половины XIX -
начала XX в. / АПН СССР ; вступ. ст., биогр. очерки, сост. и
коммент. П. А. Лебедева. - Москва : Педагогика, 1990. - 603 с. : ил. - (Антология пед. мысли народов СССР).
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья : пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов
вузов : в 2-х т. / сост., вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И.
Варьяш. - Москва : Аспект Пресс, 1994.
- Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
- История педагогики и образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И. Н.Андреева, Т. С. Буторина, 3. И. Васильева [и др.] ; под ред. 3. И. Васильевой. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 432 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.
- Капранова, В. А. История педагогики : учеб. пособие / В. А. Капранова. - 3-е изд., испр. - Москва : Новое знание, 2007. - 240 с.
- Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учеб. / Д. И. Латышина. - Москва : Гардарики, 2007. - 526 с.
- Модзалевский, Л. Н.
Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших
времен в 2 ч. / Л. Н. Модзалевский ; науч. ред., вступ. статья, пред. указатель М. В. Захарченко. -
Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - (Библиотека русской педагогики).
- Протасова, Е. В. История образования и педагогической мысли :
методические рекомендации для студентов педагогических вузов / Е. В.
Протасова ; Соликамский государственный педагогический институт. - 2-е
изд. стереотипное. - Соликамск, 2006. - 68 с.
- Старикова, Л. Д. История
педагогики и философия образования : учебное пособие / Л. Д. Старикова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 434 с. - (Высшее образование).
- Тебиев, Б. К.
...И в просвещении стать с веком наравне :
педагогические искания и школа пушкинской эпохи / Б. К. Тебиев. - 2-е изд. - Москва : МПА-Пресс, 2012. - 178 с.
|