В октябре традиционно отмечается День учителя — праздник представителей одной из самых гуманных и в то же время нелёгких профессий.
Учительство — не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство — когда в глазах холодных Зажжётся понимания заря, И ты поймёшь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря.
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или «искусство воспитания». Следовательно, педагог — это ведущий за руку, воспитатель.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю школы и профессии педагога.
Школа впервые возникла в государствах Древнего Востока — колыбели культуры — примерно в III тысячелетии до н. э. Славой пользовались школы жрецов в Египте, которые готовили служителей храмов. Впоследствии эти школы оказали большое влияние на развитие школ в Греции.
В школах Спарты обучались с семи лет. Условия были действительно спартанские. Детей приучали к боли, холоду, голоду. Они спали на тростнике, пищей была обычная похлёбка. За непослушание жестоко секли, причём закричать — означало покрыть себя позором.
Основными уроками были борьба, гимнастика, обучение военному делу. На уроках чтения и письма давалось только самое необходимое.
В Афинах существовало два типа школ — школа грамматистов и школа пифагористов. В школах грамматистов учили читать, писать, считать, а в школах пифагористов — музыке, пению, поэзии. Людей, проводивших занятия в школах, стали называть учителями.
В Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Такими воспитателями, например, в Древней Руси были дядьки, которые воспитывали племянников и племянниц. Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь, отец ребёнка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.
Своеобразной формой домашнего воспитания детей феодальной знати было кормильство. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. Кормилец был наставником-воспитателем, в обязанности которого входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание княжича. Позже появились так называемые мастера грамоты, которые основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях.
В период Средневековья потребность в образованных людях возросла, что привело к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое образование. При монастырях стали создавать школы, в которых учителя-священнослужители преподавали закон божий, славянский и греческий языки, риторику, философию и другие дисциплины.
На протяжении XV—XVII веков место священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку, а школы стали приближаться по типу к начальной общеобразовательной школе.
При Петре I складывается система светской школы. Указ царя предписывал всем дворянским и подьячим детям учиться в так называемых цифирных школах. Без получения свидетельства об окончании такой школы «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет был для детей крепостных. В дворянских семьях преобладало домашнее обучение.
Во второй половине XVIII века в России начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах открывались четырёхклассные гимназии, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных — двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. При каждом церковном приходе учреждались одногодичные церковно-приходские училища. Однако обеспеченность школ учителями была очень низка. В каждом уездном училище начала XIX века работали только 2 учителя, преподававшие по 7—8 предметов, в гимназии 8 учителей вели четырёхлетний курс обучения.
Первая гимназия в России была учреждена в Санкт-Петербурге в 1726 году. А с 1804 года в каждом уездном городе стали открываться мужские гимназии, где учились 8 лет. В России существовали и женские гимназии, в которых девушки проводили 7 лет и получали аттестат учительницы начальной школы. Дополнительный год обучения в педагогическом классе давал выпускнице звание домашней учительницы — наставницы.
В XVIII веке появились первые государственные школы и в Сибири. Учителями в школах, которые действовали в основном при церквях, были священнослужители. Учителей со специальным образованием не было, а те, кого присылали по направлению, не задерживались из-за отсутствия нормальных условий для работы. Поэтому местные жители нанимали учителя для своих детей из числа тех, кто хоть немного был обучен грамоте и способен был научить читать и писать, из числа дьяконов или отставных солдат, политических ссыльных или крестьян-середняков.
Учителю редко платили деньгами, чаще рассчитывались продуктами, одеждой, а то и просто нехитрым обедом после уроков. Занятия проводились по очереди на дому у жителей, поэтому школы назывались надомными.
В России слово «школа» начали широко использовать только в XX веке после образовательных реформ 1917-1918 годов. В 1920-е годы в Сибири, как и во всей стране, встал вопрос о всеобщем начальном обучении и ликвидации неграмотности в среде взрослого населения. С поразительной быстротой стало расти число школ и, соответственно, учителей.
Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII века. В 1779 году была основана Учительская семинария при Московском университете, в 1782 году — Петербургский педагогический институт.
В наше время профессию педагога можно получить в средних (педагогических училищах и колледжах) и высших профессиональных учебных заведениях (институтах, академиях, университетах).
Источник: - Чумирина, Е. В. Профессия для избранных
: сценарий открытого урока, рассказывающего о нелегкой профессии педагога / Е. В. Чумирина //
Читаем, учимся, играем.
- 2011. - № 7. - С. 38 - 43.
"Каждый человек, появляющийся в нашей жизни –
учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то – мудрее, кто-то учит
прощать, кто-то – быть счастливым и радоваться каждому дню. Кто-то вовсе
нас не учит – просто ломает нас, но и от этого мы получаем опыт. Цени
каждого человека, даже если он появился на мгновение. Ведь если он
появился, то это уже неспроста!" Джеки Чан
На протяжении многих веков в нашей стране создавались и создаются
памятники учителям. На данный момент их насчитывается около тридцати.
Каждый памятник выражает бесконечную благодарность, любовь, почет и
уважение учителям. Тем, кто уже не преподает, а является ветераном
профессии. Тем, кто каждый день идет на работу, чтобы давать детям
знания, обучать их чему-то новому. И тем, кто только что получил
профессию педагога.
Учитель
это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. От его усилий зависит будущее наших детей, будущее России. Ещё больше памятников ЗДЕСЬ:
Источник:
https://regnum.ru/news/2314163
|