16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Образование

Социальное сиротство
24.12.2022, 15:37
Растущее число детей-сирот в любой стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях.


Попечение о детях-сиротах в России с помощью специальных детских учреждений относится к началу XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе за собственные средства в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре "сиропитательницу" для "зазорных младенцев". А в самом Новгороде он основал еще десять таких заведений, где воспитывалось до 3-х тысяч детей. Отсюда дети поступали в устроенные Иовом школы полудуховного характера, после чего они становились, кто церковнослужителями, а кто служилыми или посадскими людьми. А Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах гошпитали "для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются". И "чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно. Эти гошпитали существовали обычно около церковных оград. В Москве они были каменными, в других городах деревянными. Правда, такие гошпитали были рассчитаны на незначительную часть покинутых детей.

Заметное место в деятельности Екатерины II занимает создание специальных учреждений для оставшихся без семьи, брошенных детей. По проекту известного в то время "всей душой преданного делу милосердия", известного государственного деятеля И.И. Бецкого она издает 1 сентября 1763 года Манифест "Об учреждении в Москве Воспитательного Дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц", который должен был быть построен "общим подаянием". Такому Дому предстояло стать учреждением государственным. На его постройку был объявлен сбор пожертвований, всюду были разосланы воззвания, которые надлежало зачитывать "во всех церквах". В этих же воззваниях был призыв устраивать самостоятельные "сиропитательницы" или приюты.

В 1910 году в царской России насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания. Первая мировая и Гражданская война 1917-1922 годов резко увеличили число беспризорных детей, к 1919 году их насчитывалось около 3 миллионов. По предложению В.И. Ленина был создан государственный Совет защиты детей, куда входили представители наркоматов социального обеспечения, продовольствия, просвещения, здравоохранения и труда. Совет возглавил А.В. Луначарский.
 
Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 г. возросло до 4,5 миллионов. Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством была создана комиссия по улучшению жизни детей (то есть по борьбе с детской беспризорностью).

http://solbiblfil2.ucoz.ru/_ld/15/20745771.jpg

По воспоминаниям наркома просвещения Анатолия Луначарского, глава советских чекистов говорил: «Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил, а главное, сил ВЧК, на борьбу с детской беспризорностью. Я уже говорил кое с кем; я хотел бы стать сам во главе этой комиссии; я хочу реально включить в работу аппарат ВЧК.
К этому меня побуждает второе соображение: я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречается и халатность и даже хищничество!
Мы все больше переходим к мирному строительству, я и думаю: отчего не использовать наш боевой аппарат для борьбы с такой бедой, как беспризорность?»
В рамках работы этой комиссии была организована система детских учреждений — приемников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун» и «детских городков». В этих учреждениях тысячи обездоленных детей получали медицинскую помощь, образование, питание, и самое главное, возможность дальнейшей самореализации. Однако к середине 30-ых годов все формы устройства детей-сирот были сведены к единообразию - детским домам.

Путевка в жизнь (фильм, 1931)
Драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. Первый советский звуковой фильм.



На базе коммуны имени Дзержинского (руководитель А. С. Макаренко) было создано целое предприятие, где работали подростки, создавая один из самых современных по тем годам фотоаппаратов под названием «ФЭД», то есть первые буквы его имени, отчества и фамилии. На тот момент по официальным данным около 7 000 000 детей являлись беспризорными.

МАРШ ДЗЕРЖИНЦЕВ
муз. В. Т. Левшакова
Дзержинцы, дни прекрасные
Впереди цветут.
Вас знамена красные
К лучшим дням ведут.

Великими дорогами
Коммуна пусть идет,
Эй, веселей, зй, веселей...
Трубами вперед!

Дни тяжелые забыты,
С лучшей долей, с лучшей волей
Наши жизни перевиты
Песней молодой.

Коммунары, трудовой дорогой,
Вспоминая подвиги отцов,
Бодрым маршем идите к жизни новой,
Маршем радостным новых борцов.

За пять лет работы Дзержинского во главе Комиссии численность беспризорных детей уменьшилась с 5–7 миллионов до 450 тысяч. Восемь бывших беспризорников стали впоследствии членами Академии наук СССР.

После войны, в 1945 г., было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в России - 400 тысяч детей.

В 50-е годы Н.С. Хрущев провозгласил, "интернат - лучшая форма детских домов", и в нашей стране заметно увеличилось количество интернатов для детей-сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы - интернаты.

Источник:
https://megalektsii.ru/s64986t11.html

Литература:
  • Макаренко, А. С. Марш тридцатого года: кн. для учителя / А. С. Макаренко ; сост. и авт. коммент. В. Г. Бейлинеон. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1988. - 287 с.
  • Маринов, А. А. Детский дом : докум. повесть / А. А. Маринов. - Москва : Сов. Россия, 1978. - 240 с. : ил.
Категория: Образование | Добавил: elena
Просмотров: 210 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]