Хорхе Луис Борхес - аргентинский
писатель с мировой известностью, прозаик и поэт, философ и публицист,
профессор – около трети своей жизни был библиотекарем, директором
Национальной библиотеки Аргентины. Борхес родился 24
августа 1899 года в Буэнос-Айресе. Его отец - адвокат, профессор
психологии, анархист, автор одного изданного романа. Бабушка Хорхе Луиса
обучала детей и внуков английскому языку, так что по-английски мальчик
стал говорить раньше, чем по-испански; в 8 лет он начал свою
литературную деятельность переводом сказки Оскара Уайльда, который был
напечатан в журнале «Сур». Позже он переводил Вирджинию Вулф, Фолкнера,
Киплинга, Джойса. Борхес прекрасно знал латынь, французский,
итальянский, португальский, немецкий, самостоятельно изучил и преподавал
древнеанглийский и древнескандинавские языки. Он утверждал, что в нем
течет «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и
норманнская кровь». Большую часть детства Хорхе провел
дома, в школу пошел только в 11 лет и был там изгоем, его преследовали
как (если использовать сегодняшний лексикон) «ботаника».
В 1914 году семья поехала в Европу на каникулы. Но началась Первая
мировая война, и возвращение пришлось отложить на годы. Осели в Женеве,
где Хорхе смог, наконец, получить формальное образование и диплом
бакалавра в лицее. В 1918 году Борхес переехал в Испанию, где
присоединился к группе поэтов-авангардистов. В 1921 году он возвращается
на родину уже состоявшимся поэтом. В конце 20-х Борхес начал писать
рассказы, а к 1930 году было написано и издано семь книг, основано три
журнала и еще с двенадцатью Борхес сотрудничал. В конце
30-х годов Борхес похоронил бабушку, потом отца; появилась необходимость
самому обеспечивать семью. В 1937 году он начинает работать в филиале
городской библиотеки в скромной должности первого помощника. Он провел
здесь, как сам признавался, «девять глубоко несчастливых лет», но именно
здесь созданы многие его шедевры, в частности «Вавилонская библиотека».
Хорхе Луис всю свою библиотечную работу выполнял довольно быстро, а
затем тихонько удалялся в подвальное книгохранилище и в оставшееся
рабочее время читал или писал. Написанный им в 1938 году «Пьер Менар,
автор «Дон Кихота», - текст, который сам Борхес определил как среднее
между эссе и «настоящим рассказом», - явился впоследствии источником
целого литературного направления, которое сегодня именуется
постмодернизмом.
В 1946 году в Аргентине к власти пришел президент Перон, и Борхеса
сразу же фактически выгнали из библиотеки, поскольку он крайне раздражал
новый режим своими сочинениями и высказываниями. Как вспоминал сам
писатель, его уведомили, что он повышен в должности и назначен
инспектором по торговле птицей и кроликами на городских рынках. Он
уволился и стал давать уроки английской литературы и разъезжать с
лекциями по провинции. Но именно в эти годы происходит признание таланта
Борхеса и в Аргентине, и за рубежом - его избирают президентом
Аргентинского союза писателей, появляются переводы его эссе и рассказов.
Хорхе Луис Борхес
В 1955 году, сразу после
военного переворота, который сверг диктатуру Перона, Хорхе Луис Борхес
был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины и занимал этот
пост до 1973 года. Но к этому времени он окончательно потерял зрение
(это была наследственная болезнь). Последние 20 лет жизни Борхес не имел
возможности ни читать, ни писать (ему помогали студенты, друзья и
близкие), при этом слава его росла, он стал всемирно известным, а в 60-х
уже считался классиком, культовой фигурой. В 1974 году
произошла реставрация власти Перона, и Борхес вновь был лишен всех
занимаемых должностей. Но он много работает, пишет и преподает на
кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.
Личная жизнь Борхеса выглядела достаточно специфично. Его всегда
окружало множество женщин (секретарши, соавторы, просто поклонницы,
подруги), и влюблялся он постоянно, но для возлюбленных скоро оказывался
слишком романтичным, экзальтированным. Некоторые романы были
серьезными. В 1944 году Борхес знакомится с 23-летней красавицей Эстелой
Канто, которая работает секретаршей, но мечтает о карьере актрисы или
писательницы. Борхес сделал ей официальное предложение, но пришел в ужас
от ее контрпредложения - до венчания пожить какое-то время гражданским
браком (поскольку в католической Аргентине официальный развод был
невозможен). В 1967 году Борхес делает еще одну попытку
устроить свою личную жизнь и женится на знакомой с юности Эльзе Астете
Мильян, но три года спустя они расстаются. Примерно
тогда же в его жизнь вошла Мария Кодама. Почти на 40 лет младше
писателя, японка по отцу и немка по матери, она занималась в его
семинаре по англо-саксонской литературе. Когда в 1975 году умирает
99-летняя мать писателя, до последних дней решавшая все его бытовые и
финансовые вопросы, Мария становится его секретарем. Она была глазами
слепого Борхеса, они много путешествовали, объездив почти весь земной
шар. В 1986 году Борхес женился на ней. Предчувствуя,
что он уже никогда больше не вернется в Аргентину, в декабре 1985 года
Борхес приезжает в Женеву. 14 июня 1986 года в возрасте 86 лет Борхес
умирает от рака печени и эмфиземы легких. Он похоронен на женевском
Кладбище Королей. Наиболее значительными литературными
премиями Борхеса стали премия Сервантеса (самая престижная премия в
испаноязычных странах) и Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Award
for Life Achievement), обе присуждены ему в 1979 г. По произведениям
Борхеса снято более тридцати фильмов. «Я утверждаю, что
Библиотека беспредельна», «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие
библиотеки» - эти высказывания Борхеса можно назвать одними из наиболее
известных и цитируемых его высказываний. Источник: |