Предпосылки создания фарфорового завода в Сысерти
Многие исследователи считают, что
история сысертского фарфора начинается в первой четверти XX века, но
правильнее говорить, что именно тогда появились предпосылки для создания
фарфорового производства в Сысерти. В этом регионе с давних пор
существовало домашнее керамическое производство – один из самых
распространенных народных промыслов. Гончары изготавливали игрушки,
свистульки и посуду из глины, которая добывалась на берегу реки Сысерть и
вдоль берега заводского пруда. В конце XIX – начале XX веков братья
Харитоновы организовали свою мастерскую керамических изделий «Гончарка» -
старинную предшественницу Сысертского фарфорового завода. Гончарное
дело братьев Харитоновых обеспечивал близлежащие села и деревни
разнообразной керамической утварью. После Революции в 1928 году
«Гончарка» возникла артель по производству керамики «Челюскинцы», а
позднее, в 1946 году, на основе ее слияния с артелями «Новый путь» и
«Красный партизан» появилась артель «Промкооператор». В послевоенное
время в Советском Союзе началось активное освоение месторождений глины.
Залежи цветных и белых глин близ Сысерти вызывали большой интерес и
давали возможность производить белый тонкостенный фарфор высокого
качества. В 1960 году уральское предприятие «Промкооператор» было
реорганизовано и переименовано в «Сысертский завод керамических
изделий». С этого момента начинается история настоящего сысертского
художественного фарфора.
Ваза
с рифлёным туловом, декорированная цветочным орнаментом, фарфор,
роспись, золочение, Сысертский завод керамических изделий, СССР,
1960-1980 гг.
Первые эксперименты с фарфором
«Сысертский завод керамических изделий»
был основан 10 октября 1960 года. В отличие от артели, на базе которой
он появился, завод был укомплектован самым современным оборудованиям, а
для производства использовались передовые технологии формовки, обжига.
Значительно повысилось качество росписи и самой фарфоровой массы.
Первые попытки изготовить малую пластику
на основе добываемого поблизости каолинового сырья предпринимались еще
до официального основания Сысертской фабрики керамисткой Н.И.
Меньшиковой, однако, первые предметы имели сероватый оттенок, и
уровень продукции не мог соревноваться по качеству с изделиями
тонкостенного фарфора ЛФЗ или Дулевским фарфоровым заводом. С развитием и
расширением предприятия рос также и профессиональный уровень сысертских
мастеров - керамистов, художников и скульпторов завода.
На новый художественный уровень
предприятие поднял Николай Сергеевич Иноземцев. В первую очередь он
занялся поиском подходящего сырья для керамического производства,
ориентируясь на карту каолиновых месторождений Урала. В результате завод
стал использовать глину из Кыштыма в Челябинской области, которая
позволила улучшить формулу фарфоровой массы и получить настоящий
белоснежный тонкостенный фарфор. Первый сервиз, который был создан под
руководством Иноземцевым в 1964 году, назывался «Колокольчики». Он имел
монохромную синюю подглазурную роспись, напоминающую о народных
художественных промыслах.
В середине 1960-х годов ассортимент
предприятия значительно расширился, формы фарфоровой посуды и ее роспись
стали сложнее и разнообразнее. Появлялись новые сервизы, статуэтки,
столовые приборы, вазы, сувениры.
Штоф
для напитков с цветочным декором, фарфор, роспись, золочение,
Сысертский завод керамических изделий (Сысерть), СССР, 1970-1990 гг.
Технология производства
Большая часть фарфоровых изделий на
заводе в Сысерти изготавливается мастерами вручную. Производство
осуществляется различными способами:
- Создание моделей для отливки - модели
для фарфоровых изделий изготавливались либо из пластилина, либо
вытачиванием модели из гипса;
- Ручное воспроизводство гипсовых форм,
снимающихся непосредственно с авторской модели, без капов (в отличие от
промышленных фарфоровых предприятий);
- Ручное шликерное литье в гипсовые
формы. Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой.
Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и
других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских
предметов;
- Роспись. На производстве изделия
покрывались ручной росписью - в основном подглазурной и реже
надглазурной. Преобладали мягкие коричневато-серые и лёгкие голубые
цвета. Темами орнаментов часто выбирались уральские пейзажи и мотивы.
Выдающиеся мастера
Очень большую роль в становлении и
развитии производства Сысертского завода художественного фарфора играли
мастера и художники. Они развивали уникальный художественный стиль
сысертского фарфора. Среди них выпускники Абрамцевского училища,
скульпторы и художники Н.С. Иноземцев и Н. Ф. Малышев, создательница
большинства образцов мелкой пластики С. И Синявская, скульптор В. Н.
Прокопченко, создавший потрясающие сказочные композиции и
художник-живописец М. Я. Рачгус.
Визитной карточкой фарфора Сысерти стали
статуэтки по сказам П.П. Бажова, родившегося в поселки Сысертский
завод. К творчеству Павла Петровича обращались многие
художники-керамисты ЛФЗ, Дулево, Гжели. Однако, сысертские скульпторы и
художники смогли наиболее тонко прочувствовать самобытность местного
фольклора и передать его в фарфоре уральские традиции.
Статуэтка «Хозяйка Медной горы», фарфор, роспись, люстр, золочение, скульптор С. Синявская, 1960 год. Cтиль росписей
Несмотря на то, что сысертский фарфор не
смог конкурировать с такими крупными производителями как ЛФЗ, Дулево
или Вербилки, мастерами было создано много выдающихся фарфоровых изделий
с прекрасными росписями. 1960-70-е годы в СССР характеризовались
бурным развитием декоративно-прикладного искусства, поиском новых
орнаментов и техник росписи. С первых лет работы Сысертского завода на
предприятии создавали различные образцы для производства новых форм,
росписи и декора фарфоровых изделий. В начале 1970-х годов в росписях
появилась «Сысертская роза», ставшая «изюминкой» уральского фарфора.
Считается, что на ее создание художника В. А. Барадулина вдохновила
разновидность местного растения махрового шиповника - ругозы. Роспись
используется художниками по сей день. Цветок пишется одним движением
кисти – с поворотом и разной степенью нажима от края к центру.
Цены на сысертский фарфор
Советский сысертский фарфор можно купить
сегодня – он отличается высоким качеством и яркими росписями. Цена
фарфора зависит от состояния сохранности, количества предметов,
редкости. Чайную пару или отдельно чайник/сахарницу можно купить по цене
от 500 рублей, цена полного сервиза будет выше - от 4-5 тыс. рублей.
Большой популярностью среди ценителей старинного фарфора пользуются
фигурки – герои сказов П.П. Бажова: Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной
горы – цена таких фигурок может достигать 3 тыс. рублей. Особо редкими
считаются фигурки лисы, медведя, лягушки, мышки и зайца из набора
«Теремок», созданного в 1965 году. Отлично выполненная серия фарфоровых
фигурок является одной из самых редких для коллекционеров – цена всех
пяти героев вместе может достигать 50-60 тыс. рублей.
Клейма
Определить самостоятельно ценность
фарфора бывает сложно, лучше доверить это профессионалам. Чтобы не
ошибиться, узнать точную цену и выгодно продать фарфор сысертского
завода, можно обратиться к специалистам компании «Raritetus». Наши
эксперты проведут профессиональную и быструю оценку предметов
антиквариата. Оценку можно провести a формате онлайн: отправить фото по
почте или в мессенджере. Вы также можете приехать к нам в офис или
воспользоваться услугой выезда нашего специалиста по указанному адресу.
При выкупе вы получите деньги наличными или переводом на банковскую
карту, а сделка будет оформлена официально.
Источник:
https://www.raritetus.ru/texts/sisertsky-farfor/?ysclid=ls0f9a12z5539542985
|