Уральская горнозаводская железная
дорога была открыта в октябре 1878 года. В первую очередь она была
предназначена для нужд уральской горнозаводской промышленности с целью
обеспечения более быстрой доставки грузов к заводам и рудным копям
основных горных округов. Несмотря на ряд технических
трудностей дорога была построена очень качественно. Ее главная линия
прошла по линии Пермь-село Камасино (станция Чусовская)-Нижний
Тагил-Екатеринбург, а ветви ее – от Чусовской, Луньевской
каменноугольных копей и Александровского завода.
Кроме грузов
железная дорога занималась и пассажирскими перевозками. Интересный факт,
что к началу XX века Пермь-I была единственным вокзалом города, к тому
же здесь удачно сходились железнодорожные и водные пути. Сам
железнодорожный вокзал был построен по типовому проекту в
«древнерусском» стиле и относился к первому классу.
Пассажирские
вагоны были разного цвета: синие для пассажиров первого класса, желтые –
для второго, зеленые (их было больше всего) – для остального народа. В
каждом вагоне было несколько фонарей со стеариновыми свечами. Отход и
приход поезда на перроне всегда сопровождали дежурный станции в фуражке с
красным верхом и жандарм во всех своих регалиях. На каждой станции
перед отъездом всегда звучало три звонка, свисток обер-кондуктора, а
потом гудок паровоза.
Железнодорожная линия была однопутной.
Поезда шли не спеша, и подолгу простаивали на разъездах. На больших
станциях паровоз брал воду, а пассажиры с чайниками выстраивались в
очередь за кипятком. Ряд станций славились своими буфетами и выпечкой, в частности станция Сылва славилась своими горячими мясными пирожками. К
концу XIX века Западный Урал превратился в важнейший транспортный центр
России, ведь через этот район по Уральской горнозаводской железной
дороге и Каме шли почти все грузовые и пассажирские потки связывающие
Европейскую Россию и Восток.