Давным-давно,
около 286 миллионов лет эта местность была дном огромного Пермского
моря. За 55 миллионов лет существования этого моря сформировалось 3,5
миллиарда тонн донных отложений - залежей калийных солей.
Добыча идет со времен Царя Гороха - именно тогда, в 1930-х годах, был заложен первый ствол шахты для вскрытия коренного месторождения солей (до этого соль добывали из рассолов). За период разработки в толще дна древнего Пермского моря образовались многокилометровые ходы и пустоты, которые мы и посетили.
По старому железному стволу мы опускаемся на глубину около 300 метров и оказываемся на рабочем горизонте. Околоствольный двор встречает нас живописными разводами на породе, с кровли свисают соленые сосульки, практически все предметы покрыты солеными натеками.
Проходим камеру ожидания и оказываемся в главном квершлаге. За счет высокой крепости пород, все выработки сделаны практически без крепления, иногда применяется анкерная крепь. Под ногами шуршит мелкий соляной песок, кое-где из него выступают рельсы бывшей узкоколейки.
Повсюду свисают сталактиты, вдоль стены тянутся силовые кабеля, трубы для закачки пульпы и рассола.
Мы уходим вглубь темных коридоров, где нас уже ждет подземный автобус «КРОТ Т-3220».
Садимся в машину и с ветерком мчимся по длинным темным штрекам к отрабатываемой панели. Луч фонаря в темноте выхватывает разноцветные узоры, темные заброшенные выработки и ржавые машины. Путь оказался не близкий - около 5 километров.
В забое работают проходческо-очистные комбайны «Урал-20 КС», именно комбайнами проходятся все горизонтальные выработки. Спереди они оборудованы множеством дисковых и барабанных резцов, которые режут твердые пласты словно масло. Правда хватает их примерно на неделю, после они затупляются и требуется замена.
Комбайн словно огромный червь, оставляет после себя огромные рельефные норы, покрытые разноцветными узорами. После проходки резцами получаются любопытные геометрические формы - называемые «сиськами».
За
счет светлого цвета пород и пыли, свет отражается в выработке и она
хорошо освещается. Воздух тут особенный, он богат минералами и даже
полезен для человека. Именно поэтому санатории заказывают плиты из соли
для обделки солелечебниц.
За комбайном через бункер-перегружатель БП-15 следует самоходный вагон ВС-30 грузоподъемностью 30 тонн, куда ссыпается измолотая порода. После наполнения вагон опорожняется в рудосборос или на конвейер.
Далее идем в другой забой.
Длинный темный рудный штрек. В нем идет добыча в 4 этажа. Высота просто огромна!
Комбайн в забое.
Сразу
после проходки комбайна, выработку крепят двухметровыми анкерами. На
фото видны характерные темные пятна в местах забивки анкеров - это
просочившиеся рассолы - главный враг рудника. Все породы полностью
растворяются в воде, поэтому тут с водой шутки плохи.
Фото на память на фоне комбайна и идем назад. Обратный путь лежал вдоль многокилометровой транспортерной ленты, которая выдает руду на поверхность. После последовал вкусный и сытный обед в шахтерской столовой и долгая дорога домой...
Фото на память на фоне комбайна и идем назад. Обратный путь лежал вдоль многокилометровой транспортерной ленты, которая выдает руду на поверхность. После последовал вкусный и сытный обед в шахтерской столовой и долгая дорога домой...