Второе увлекательное погружение на дно древнейшего моря, в
разноцветную толщу каменных солей и горных пород осадочного
происхождения.
Миллионы лет природа формировала эти красивые узоры, которые сейчас
добываются и применяются в различных сферах промышленности, сельского и
народного хозяйства. Первоначально на рудниках использовался только рельсовый транспорт,
преимущественно при проходке подготовительных выработок или на пластах
со сложной геологической структурой. В настоящее время отработка калийных залежей ведется панельной системой с помощью комбайнов. Для отработки панелей, между ними проходят широкий панельный
выемочный штрек, где устанавливается конвейер. Штрек проходится за
три-четыре хода комбайна, это обеспечивает достаточную ширину штрека для
размещения конвейера, вентиляции и проезда техники. Кровлю выработок
закрепляют специальными винтовыми штангами для предотвращения
образования заколов и отслоения «коржей». Штанги устанавливаются
специальным механическим оборщиком кровли. Конвейерный штрек, пройденный в 4 хода комбайна и наложенных в нисходящем порядке. Слева оставлен небольшой межходовой целик. С целью уменьшения простоя комбайна во время движения груженого или
порожнего вагона от комбайна до места разгрузки (конвейер или
рудоспускная скважина), используются специальные бункеры-перегружатели, в
которых накапливается добытая комбайном соль. Ленточные конвейеры проложены в выработках подстилающей каменной соли. Небольшое озеро насыщенного рассола. Плотность растворенной соли в нем настолько велика, что растворять соль он больше не может. Приводная станция на сопряжении двух конвейеров, оборудованная сигнализацией и системой пожаротушения. Выработанное пространство заполняют сухими солеотходами или солью от проходки подготовительных выработок. Заполнение осуществляют либо скреперными лебедками, либо с помощью самоходных вагонов. Отработанные и тупиковые выработки часто содержат в себе опасные газы — метан, сероводород, радон и т.д. Газы также выделяются и при разработке пласта, они содержатся как в микротрещинах, так и в кристаллах солей. Откаточный штрек с рудоспускными скважинами (гезенками). С верхнего пласта полезное ископаемое спускается в скважину и через бункер поступает на ленточный конвейер. Магистральные конвейеры производительностью до 1000 т/ч доставляют
добытую соль к шахтным стволам, где она уже в скипах поднимается на
поверхность. Приводная станция конвейера. Для перемещения людей и техники между пластами используются восстающие ходки и транспортные уклоны. По транспортному штреку осуществляется доставка техники и рабочих к отрабатываемым панелям. Параллельно транспортному штреку пройден вентиляционный штрек для вентиляции панелей. В штреках иногда встречаются довольно крупные лужи рассолов. Сверху плавают сростки кристаллов соли. Проходить такие участки лучше в специальной обуви — рассолоходах. На этом небольшая экскурсия заканчивается и мы поднимаемся обратно на поверхность, смывать с себя соли земные.
Источник:
http://uralmines.ru/na-dne-drevnego-morya/ |