Солеварение
на Урале, первая и наиболее старая отрасль горнозаводской
промышленности. На берегах рек Камы, Чусовой и Усолки еще в Х-ХI вв,
местные племена родановской культуры занимались добычей соли. Неглубокое
залегание концентрированных рассолов в осадочных породах древнего
Пермского моря, многочисленные выходы соляных ключей на поверхность,
наличие больших лесных массивов, которые можно использовать как топливо,
все это способствовало развитию соляных промыслов. Разветвленная речная
сеть позволяла доставить соль в любую точку Российского государства.
Именно добыча соли стала одной из основной причиной интенсивной
колонизации территории Пермского края.
Первые солеварни на реке Боровой основали в XV в. новгородцы братья
Калиниковы. Известными «соляными королями» с XVI в. становятся купцы
Строгановы. К концу XVII в. Григорию Строгонову принадлежали 162 из 233
солеварен, расположенных на камских берегах.
Пермская
соль получившая название «пермянка» успешно конкурировала на внутреннем
и внешних рынках. С середины XVIII в. началась добыча более дешевой
соли на астраханских озерах, что сильно подорвало состояние пермских
соляных промыслов. Со второй половины XIX в. с ведением технических
новшеств, пермские промышленники увеличили добычу соли. Накануне первой
мировой войны она составила 21,6 миллионов пудов в год.
Уникальным
памятником солеваренного производства и промышленной архитектуры России
является Усть-Боровской солеваренный завод. Он был основан в 1878 г.
вятским купцом В.Рязанцевым на левом берегу реки Камы в селе
Усть-Боровое, ныне полностью находящемся в черте современного
Соликамска. Панорама Усть –Боровского завода . Начало ХХ в.
Строительство
завода осуществлялось по единому плану и в относительно короткие сроки.
Большинство основных производственных сооружений технологического цикла
добычи соли - скважины и рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы и
соляные амбары датируются 80-90 гг. XIX в. и сохранились в первозданном
виде до сих пор. Как следствие был создан единый технологический и
архитектурный комплекс, который несмотря на относительно позднюю
датировку — XIX в. — целиком и полностью отражает весь предшествующий
период сооружения соляных промыслов в Пермском крае, что наглядно
проявилось в консервации и неизменности технологического цикла
соледобычи.
Генеральный план Усть-Боровского завода
До
революции 1917 г. заводом владели несколько представителей семьи
Рязанцевых, которые мало что изменили в его облике и технологических
процессах производства соли. Самым крупным нововведением был переход в
1895 г. с черных варниц на белые. Выкачивание рассола из земли
осуществлялось при помощи паровой машины. Обсадные трубы скважин были
деревянными. Выварка соли производилась в чренах - металлических
прямоугольных поддонах-сковородах большой площади. Соль вручную
собиралась, перегружалась и складировалась в амбарах, расположенных на
берегу Камы. Оттуда товар доставлялся на рынки Нижнего Новгорода и
Рыбинска по Каме и Волге на баржах владельцев завода и купцов,
специализировавшихся на продаже соли. Уже в 1886 г. на Усть-Боровском
заводе было выварено 1,6 миллионов пудов соли. К началу XX в. здесь были
заняты до 180 человек рабочих, это было одно из наиболее крупных
промышленных предприятий Прикамья. В 1908 г. здесь было выварено более
1,4 млн. пудов соли. К этому времени на заводе имелось 4
рассолоподъемных скважины, 7 белых варниц с общей площадью чренов более
200 кв. саженей (примерно 960 кв. метров) и производством соли 9,28
пудов на квадратную сажень чрена, 5 соляных амбаров.
К
1912 г. после ремонта на заводе действовало всего 4 варницы, но
производительность выварки соли увеличилась до 11 пудов на квадратную
сажень чрена. К 1917 г. число варниц было увеличено до 12.
И
после революции 1917 г. завод продолжал работать с высокой
интенсивностью. В 1919 г. он вместе с шестью другими солеваренными
заводами Прикамья был объединен в трест "Пермсоль". Производственными
планами треста на 1921-1922 гг. предусматривалось, что Усть-Боровской
завод как наиболее крупное предприятие должен обеспечить около 25%
общего производства соли. В 1922 г. здесь были заняты свыше 500 человек,
а выварка соли оставалась примерно на дореволюционном уровне —1,4 млн.
пудов в 1924 году. Но самое главное состояло в том, что практически без
изменений оставалась технология производства, оборудование и основные
производственные сооружения. Время как бы остановило свой бег, и на
заводе господствовал XIX в., а если учесть, что сооружения и действующее
оборудование в полной мере отражали предшествующие этапы развития
солеварения, то правомерно говорить и о ХVII-ХVIII вв., и о более раннем
времени. Здесь продолжали использоваться чрены, клепаные из отдельных
полиц, хотя сварка металлов была к тому времени распространена
повсеместно. В качестве топлива завод использовал исключительно
древесину. На всех участках технологического цикла доминировали ручные
операции - от выварки соли до ее загрузки в амбары. В 1923-24 гг. были
произведены незначительные технические улучшения - некоторые конные
солеподъемники были заменены электрическими, штанговые приводы на
отдельных скважинах сменили электромоторы, был внедрен подогрев воздуха в
варницах, применена искусственная тяга в топках. Мало что изменилось на
заводе и с переходом его в 1930 г. в систему "Уралсольтреста".
Себестоимость
выварочной соли росла, производство ее становилось все более
нерентабельным, но завод продолжал работать и после второй мировой
войны.
1 января 1972 г. завод был закрыт, и на его производственных площадях начал формироваться музейный комплекс.
На примере Усть–Боровского завода можно проследить весь технологический цикл добычи соли в Пермской области.
РАССОЛОПОДЪЕМНЫЕ БАШНИ
Первая фаза технологической цепочки добычи соли состояла в извлечении
из-под земли соляного рассола. Соляные пласты, как мы уже отмечали,
залегали в районе Соликамска неглубоко, начиная от 30-40 саженей и имели
высокую концентрацию. Как правило, специальных предварительных
исследований не проводилось, скважину закладывали, опираясь на интуицию
старых мастеров, учитывающих многие факторы и приметы. На выбранном
месте возводили бревенчатые леса высотой до 9 саженей (около 20 метров),
выкапывали яму от 8 до 11 саженей (от 17 до 23 метров) глубиной, в
которую ставили так называемую матичную трубу. Матичная труба
изготавливалась из толстого соснового бревна, имела внутренний диаметр
от 40 до 50 сантиметров, толщину стенок от 9 до 11 сантиметров и
достигала в длину 23-24 метров. Если дерева подходящих размеров не
находилось, матичная труба составлялась из двух. В ХV-ХVI вв. процесс
подготовки скважины на этом прекращался, а рассол поднимали бадьями как
воду из колодца. Позже сквозь матичную трубу стали опускать обсадные
трубы, изготовленные из деревьев меньшего диаметра, а с начала XIX в. -
еще и трубы, называемые веслыми. От нижнего края веслых труб вглубь
скважины шел канал еще меньшего диаметра, называемый копежным. Его
стенки не были защищены деревом или металлом, и в нем скапливался
рассол. Бурение соляных скважин до 1870 г. производилось вручную так
называемым ударно-поворотным способом, когда бур с силой опускался в
землю с большой высоты, а затем поворачивался с помощью ворота,
поднимался и из него выбивалась выбранная порода. Проходка скважин таким
способом занимала порой несколько лет, а рассолоподъемная труба
становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства. В
1870 г. для бурения соляных скважин в Прикамье впервые был применен бур
Фабиана, а затем в употребление вошли паровые буры, что значительно
ускорило проходку. Над скважинами устанавливались рассолоподъемные башни
высотой 10-12 метров. По мнению ряда исследователей промышленной
архитектуры Прикамья, прообразом рассолоподъемных башен послужили башни
крепостные. В их сооружении отразился многовековой опыт уральских
плотников, построивших в регионе не один десяток крепостей со
сторожевыми башнями. Следует подчеркнуть, что подобные конструкции над
рассолоподъемными скважинами не встречались более нигде в России. В этом
смысле промыслы Прикамья уникальны.
Чертеж рассолоподъемной скважины и рассолоподъемной башни
1. матица; 2. обсадочные трубы; 3. веслые
трубы; 4. запор у нижнего конца обсадных трубок для предотвращения
проникновения подземных вод; 5. нижняя часть веслых труб; 6. копеж для
рассола: 7. машинные трубки для подъема рассола поршневым насосом
До
середины XIX в. рассол добывался из скважины с помощью примитивной
конной машины, приводимой в движение лошадью. Первая паровая машина
появилась на Камских промыслах в 1809 г. на Дедюхинском казенном заводе.
В 1828 г. паровые машины стали применяться и на промыслах
Г.А.Строганова. К началу XX в. паровые машины, используемые для подъема
соляного рассола, повсеместно вытеснили своих конных предшественниц.
Машины - как конные, так и паровые - приводили в движение поршень внутри
медной машинной трубы, расположенной на высоте 8-10 метров от устья
скважины внутри рассолоподъемной башни, что заставляло рассол стремиться
вверх, где он попадал в желобы.
На
Усть-Боровском заводе рассол добывался из скважин, заложенных при его
основании. Их глубина колебалась от 79 до 88 саженей (от 168,5 до 177
метров). В 1916 г. на заводе действовали 4 рассолоизвлекательных трубы.
Диаметр матичных труб составлял от 35,5 до 50,8 сантиметров. Обсадные
трубы были также деревянными, веслые встречались деревянные и
металлические. Над скважинами высились рассолоподъемные башни. В
основании они представляли квадратный сруб размером 9 на 9 метров и
достигали в высоту 16 метров. Венчали их четырехскатные тесовые кровли с
четырехугольными отверстиями для выхода штанги насоса. Декоративное
убранство башен ограничивалось простым по стилю карнизом под свесом
кровли. Примечательно, что эти мощные сооружения строились без
фундаментов.
Насос приводился в действие паровой машиной мощностью в 15 лошадиных
сил. Передача движения насосам от трансмиссионного вала производилась
посредством деревянных штанг, укрепленных на козлах. В 1909 г. на заводе
было две паровых машины.
К сожалению, обе они не сохранились, поскольку в 30-х годах извлечение
рассола было электрифицировано, а паровое оборудование уничтожено.
Сохранившаяся
Александровская рассолоподъемная башня делится внутри на 3 яруса. На
полметра над полом первого яруса возвышается деревянная матичная труба.
На втором ярусе башни находятся в разобранном виде детали (штоки поршня и
обсадные трубы) поршневого двухходового насоса, который первоначально
приводился в движение от паровой машины, а позже от электромотора,
находящегося на первом ярусе башни. Машинная труба высотой 10 метров с
поршнем поднимала рассол на третий ярус башни, где он выливался в
деревянный желоб. По желобу откаченный рассол попадал в рассолоотвод,
хорошо сохранившийся у юго-западной стены сооружения. Рассолоотвод
выполнен из деревянных труб, стянутых металлическими обручами. Он
проходит сквозь все ярусы башни и связан под землей с единой системой
сбора рассола. Следует отметить, что подземная сеть рассолоотводов,
изготовленных из деревянных труб и уложенных в короба из бревен,
появилась на заводе в советское время. До этого рассол поступал в лари
на расстояние от 50 до 300 метров самотеком по желобам, установленным на
столбах уменьшающейся высоты от 6 до 4 метров. С западного фасада башни
сохранились консоли для установки опоры горизонтальной штанги, с
помощью которой приводился в движение насос. Горизонтальные штанги
проходили по всей территории завода от паровой машины к рассолоподъемным
башням и передавали мощность, совершая возвратно-поступательные
движения. Проектом реконструкции завода предусмотрено их восстановление.
Александровская россолоподъемная башня
В
настоящее время на территории завода полностью сохранились 2
рассолоподъемные башни постройки 1886 и 1904 гг. В одной из них скважина
действует и рассол для очистки котлов местной ТЭЦ извлекается
электропогружным насосом. Выкачиваемый рассол хранится в соляном ларе,
который также исправно функционирует второе столетие подряд.
Продолжается в небольших объемах и выварка из него соли. Правда, пока
это происходит не в варнице, а на современном оборудовании
СОЛЯНЫЕ ЛАРИ
Следующий элемент технологической цепочки производства соли - соляной
ларь, куда поступал и где отстаивался добытый рассол. Он представляет
собой прямоугольный чан, составленный из плотно подогнанных друг к другу
брусьев сечением 20-22 сантиметра. Пазы между ними тщательно
проконопачивались и снаружи заливались смолой. Ларь имеет следующие
внутренние размеры: длина - 12,1 метра, ширина - 5,6 метра, высота - 3
метра. Его объем превышает 203 кубических метра. Установлен ларь на
ряжевом основании на высоте 1,5 метра над землей.
Соляной ларь
Для
сохранения вертикальности стен ларя через равные промежутки они
подпирались вертикальными бревнами и стягивались деревянной обжимной
рамой, позволявшей посредством установки специальных деревянных клиньев
на ее углах регулировать степень сжатия стен в зависимости от
заполняемости ларя.
Обвязка соляного ларя
Сверху ларь накрывался двускатной тесовой крышей, под которой делался
рабочий настил, используемый при периодических чистках ларя и для
наблюдения за его внутренним состоянием.
Соляные лари на промыслах Прикамья появляются в последней четверти
XVIII в. и становятся неотъемлемым элементом технологической цепочки
производства соли. До этого времени соляной рассол подавался на чрены
варниц непосредственно от рассолоподъемных башен, а лари иногда
устанавливались на них же, но были существенно меньше и служили лишь для
создания дополнительного напора в рассолоотводах. В ларях,
расположенных в непосредственной близости от рассолоподъемных башен,
рассол отстаивался, концентрируясь в нижней части, в верхней из него
испарялась часть воды. Лари были связаны с варницами подземными
деревянными трубами большого сечения, по которым рассол выпускался через
отверстия в нижней части ларя непосредственно на чрены. Деревянные
пробки, закрывающие эти отверстия открывались при помощи специальных
рычагов-"коромысел", расположенных по бокам ларя и хорошо сохранившихся
до настоящего времени. Утрачены только деревянные тяги, соединявшие их с
пробками. Специальные конусообразные задвижки позволяли открывать выход
рассолу и снаружи. Была предусмотрена и система аварийного сброса
рассола при переполняемости ларя. В этом случае он поступал в подземный
рассолопровод по деревянной трубе, состыкованной патрубком с отверстием в
верхней части ларя и полностью сохранившейся на его фасаде.
Рассолопроводящая труба
Один
ларь обслуживал одну или две варницы. В конструкции и размерах соляных
ларей не произошло никаких изменений с XVIII в. Какие-либо декоративные
элементы, как и в случае с рассолоподъемными башнями, практически
отсутствуют. Однако, строгость форм и продуманная конструкция производят
законченное впечатление практической целесообразности и простоты, и в
силу этого воспринимаются достаточно эмоционально.
Соляной ларь и варница
В
начале XX в. Усть-Боровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей. В
настоящее время на территории завода-музея находятся 3 соляных ларя.
Два построены в 1882 г. и один - в 1903 г. Два ларя находятся в рабочем
состоянии, причем один продолжает функционировать в качестве накопителя
соляного рассола от действующей скважины.
ВАРНИЦЫ
Важнейшим элементом технологического цикла была выварка соли. В
начальный период существования Усть-Боровского завода она производилась в
черных варницах, называвшихся также "соляными избами" — прямоугольных
срубах, крытых четырехскатной кровлей (ранее, как правило, кровля была
двускатной). Огонь разводился непосредственно в квадратной
четырехсаженной (8,5 метров) печи-яме глубиной до 3,5 метров, выложенной
камня-ми и глиной, над которой подвешивался чрен - чугунный противень
для варки рассола.
Чертеж черной варницы
Попытка
реконструкции черной варницы была предпринята в музее во второй
половине 80-х гг., но не была завершена из-за нехватки средств. В 1895
г. ко всем варницам Усть-Боровского завода были пристроены кирпичные
трубы, что говорит об их преобразовании в белые, так называемые
"баварские" варницы. Была произведена и соответствующая реконструкция
печей. Белые варницы представляют собой усовершенствованный тип
солеварения, появление которого относится к 60-м гг. XIX в.
Чертеж белой варницы
Под
чренами таких варниц установлены различной системы жаровые ходы,
завершающиеся дымовыми трубами. Чрены закрыты деревянными колпаками,
имеющими заставки по бокам для выемки соли. Сверху они снабжены
пароотводными трубками. Чрены имели размеры от 125 до 144 кв. метров,
достигали в длину 12,75 метров, в ширину - 10,25 метров. Изготавливались
они из листов железа толщиной 12 миллиметров, которые сшивались между
собой с помощью заклепок. Только в 1940 г. клепаные чрены варниц были
заменены на сварные. Варницы Усть-Боровско-го завода срублены в обло из
сосновых бревен диаметром 20-25 сантиметра, имеют в длину 19,35 метра,
высота сруба достигает 6 метров, высота варниц до конька – 12 метров.
Сруб варниц перекрывался четырехскатной крышей с пароотводной трубой
размером 2x2 метра в центре. Дымовые трубы находились на расстоянии
полутора метров от варниц и были соединены с ними жаровыми ходами.
Классический вид варницы, квадратной в плане с четырехскатной кровлей и
паровыводным отверстием сложился в XVIII в. и с тех пор практически не
менялся.
Солеварня
С
архитектурной точки зрения не может не вызывать восхищения сложная
система взаимосвязанных стропильных конструкций и перекрытий,
примененных в варницах, внешне непримечательных сооружениях. В
частности, конструктивное решение перекрытия без единой опоры обширного
пространства до 400 кв. метров отличает остроумность системы подвески
балок перекрытия к стропильным фермам посредством различных железных
хомутов и растяжек, а также безукоризненное техническое исполнение. Не
лишне отметить, что подобных деревянных конструкций, стоящих уже второе
столетие, в современной России практически нет, хотя деревянная
архитектура в нашей стране имеет немало поистине уникальных образцов.
Варницы являлись основными сооружениями солеваренного завода, по их
числу можно было судить о его состоянии. Дореволюционное развитие
Усть-Боровского завода характеризовалось постоянным ростом числа варниц -
с 3 до 12. В советское время наибольшее число варниц было в 1919 г.
-13. После второй мировой войны их количество стабилизировалось на
уровне 9 и просуществовало до закрытия завода.
Время от начала до окончания солеварения называлось варничным годом и
длилось от половины июня до половины апреля - начала мая следующего
календарного года, когда половодье Камы заливало варничные дворы. Варка
соли была тонким искусством, которым владели опытные мастера-солевары.
Не случайно, в основном производстве были заняты рабочие более 30
различных специальностей, а технологические секреты профессий солевара
передавались ими от одного поколения к другому. Процесс выварки соли
начинался с подготовки чрена. Мастер нагревал его первой партией дров,
после чего подмастерья, бегая по горячим листам, замазывали щели в них
тестом. Рассол из соляного ларя на чрен доставлялся до начала XIX в.
ведрами, а позже - по желобам или подземным трубам. Рассол подавался
непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при
поддерживании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного
кипения рассола образовывалась откристаллизовавшаяся соль. Ее собирали
специальными скребками в углы чрена, откуда она подавалась деревянными
лопатами на деревянные же настилы, расположенные над чреном и называемые
полатями.
Деревянные полати над чреном
На
них соль продолжала сушиться, а после собиралась в рогожные мешки и
доставлялась специальными рабочими-соленосами в амбар. Для
мужчин-соленосов мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда. В
1907-1908 гг. были построены солекатные дорожки от шести варниц, по
которым вагонетки с солью откатывались к соляным амбарам вручную или
конной тягой. Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около
суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего чрен
чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом. На момент
закрытия завода в 1972 г. здесь было 9 варниц. Одна из них была в
1974-1975 гг. разобрана и перевезена в музей деревянного зодчества в
Хохловке неподалеку от Перми, одна существенно пострадала от пожара, на
двух была обрушена кровля в результате падения кирпичных труб. В
настоящее время на территории завода-музея находится 6 варниц. Три
из них построены в 1882 г., и по одной - в 1884, 1886 и 1888 гг. В
результате проводившихся аварийно-укрепительных и восстановительных
работ, а также реставрации печей, которая осталась пока незавершенной,
ни одна из варниц не является действующей несмотря на хорошую
сохранность их первоначального облика и собственно строительных
конструкций. К сожалению, реализации проектов реставрации
препятствует отсутствие должного финансирования работ, а
выполнить их силами энтузиастов и штатных работников музея не
представляется возможным. Завершение реставрационных работ на варницах
будет означать полную реконструкцию технологической цепочки производства
соли из соляного рассола. СОЛЯНЫЕ АМБАРЫ
Завершающий элемент технологического цикла - соляные амбары, или как их
еще называли - "соляные магазейны", в которых накапливался годичный
запас соли для ее последующей отправки водным путем. Традиционно они
относились к важнейшим городским зданиям. Так, соликамский летописец,
перечисляя лучшие постройки, сгоревшие при пожаре, наряду с земской
избой, таможней и церквями упоминает и соляные амбары. Для своего
времени амбары являлись гигантскими сооружениями.
Разрез соляного амбара
Все соляные амбары Усть-Боровского завода расположены на пологом
берегу реки Камы, построены из бревен диаметром 25-29 сантиметров и
имели следующие размеры: длину - до 52 метров, ширину - до 19 метров,
высоту сруба - 9,4 метра, высоту до конька крыши - 15 метров. Крыши
амбаров двускатные, крытые двухслойным тесом. К 1913 г. их было
построено пять. Каждый амбар делился на 10 секций, называемых закромами,
которые были соединены внутри сооружения дверь-ми попарно. Таким
образом, каждый амбар имел под своей крышей пять полностью изолированных
друг от друга помещений. Загрузка и выгрузка амбаров первоначально
производилась вручную. Рабочие-соленосы с мешками на спине по специально
устроенным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки на крыше
амбаров. В 1907-1908 гг. были построены солекатные рельсовые дорожки,
соединившие варницы и амбары. Вагонетки с солью закатывались по эстакаде
вручную. С 1915 г. они стали подниматься наверх при помощи специальных
солеподъемников, пристроенных с торцов амбаров и оснащенных конным
воротом и механизмом для их опрокидывания. В 1930-х гг. конные
солеподъемники были заменены электрическими. В настоящее время на
территории музейного комплекса имеются 3 соляных амбара, один постройки
1882 г. и два - 90-х гг. XIX в. Стены их находятся в хорошем состоянии и
практически не имеют деформаций. Лишь один из них нуждается в частичной
реставрации и замене кровли. Два амбара используются в качестве
складских помещений.
Соляной амбар
Выгрузка соли на баржи производилась непосредственно из амбаров через
проемы в их нижней части весной, когда воды Камы подходили к ним
вплотную. Чтобы вода не попадала в сами амбары, они строились на ряжевом
основании - бревенчатых клетках с ячейкой в 1,5 метра, возвышавшихся
над землей в соответствии с уровнем подъема воды в период половодья.
Древесина фундаментов была хорошо просмолена. Вдоль амбаров была
построена разгрузочная эстакада, являвшаяся одновременно и пристанью, к
которой швартовались баржи. Перевозилась соль исключительно водным путем
по Каме и Волге. Для этого использовались строившиеся здесь же
специальные плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли.
Как правило, одновременно шли несколько барж, объединенных в соляной
караван. Его отправка сопровождалась молебном в честь святого, чья икона
находилась на головном судне. В настоящее время с западной стороны
соляных амбаров сохранились отдельные фрагменты разгрузочной эстакады и
полуразрушившаяся весовая. Соляных барж, как таковых, очевидно, не
сохранилось. Однако их реконструкция возможна на основании
многочисленных чертежей, сохранившихся в фондах музея. Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Одна
из технологических ячеек Усть-Боровского солеваренного завода в 1974-82
гг. перевезена в архитектурно-этнографический музей Пермской области
«Хохловка». В состав солепромышленного комплекса входят:
рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница, соляной амбар.
Рассолоподъемная башня, представляет собой сруб высотой 12 м, сужающий к
верху, рубленный «в обло». Сруб покрыт стропильной четырехскатной
крышей с отверстием, через которое проходила штанга насоса. По
деревянной трубе закрепленной около крыльца, добытый рассол стекал в
соляной ларь.
Рассолоподъемная башня Башня реставрирована в 1974-75 гг. Автор проекта реставрации архитектор Г.Д. Канторович.
Соляной ларь, предназначенный для накопления, отстоя и распределения
рассола по варницам представляет собой прямоугольный сруб, перекрытый
двухскатной тесовой кровлей. Объем ларя 203 м3. Стены ларя
укреплены вертикальными бревнами, поставленными попарно и стянутые
горизонтальной рамой. Под крышей ларя имеется рабочий настил, с которого
рабочие очищали рассол от посторонних примесей. Сруб ларя поставлен на
ряжи, облегчающие доступ к его днищу.
Соляной ларь
Соляной ларь единственный экспонат музея перевезенный без разборки, его
венцы сцементировались пропитавшей их солью. Ларь реставрирован в 1975
г. по проекту архитектора Г.Л. Кацко.
Варница предназначенная для вываривания соли, представляет квадратный
сруб рубленный «в обло», под четырехскатной крышей с деревянной вытяжной
трубой посредине. Внутри варницы расположена печь, металлический цирен
(сковорода), и деревянные полати для сушки соли.
Солеварня. Реставрирована в 1981-82 гг. по проекту архитектора Т.К. Муксимова.
Соляной амбар использовался для хранения добытой в течении года соли.
Амбар представляет собой прямоугольный сруб, рубленный «в обло», под
двухскатной кровлей. Стены амбара для прочности скреплены вертикальными
столбами. С торцовой стороны находится солеподъемное устройство. Длина
амбара составляет 28 м., высота 16 м. Внутри амбар разделен на три
сусека, куда с верхнего помоста под крышей, загружалась соль. Амбар
поставлен на бревенчатые ряжи у самой воды, это сохраняло соль от
увлажнения во время паводка и в тоже время облегчало ее погрузку на
суда.
Солянной амбар. Реставрирован амбар в 1978-80 гг. по проекту архитектора В. Коробейникова.
Литература: - Богданов, М. В. Рождественский солеваренный завод / М. В. Богданов. - Соликамск : Типограф, 2008. - 72 с. : ил.
- Богданов, М. В. Соль Соликамска : очерк / М. В. Богданов ; оформ. В. К. Бадалов. - Соликамск : Типограф, 2010. - 208 с.: ил.
- Богданов, М. В. История солеварения Соликамска / М. В. Богданов. - Соликамск : Типограф, 2014. - 272 с. : ил.
- Косточкин, В. В. Чердынь, Соликамск, Усолье / В. В. Косточкин. - Москва : Стройиздат, 1988. - 181 с. : ил.
- Логунов, Е. В. Усть-Боровский
солеваренный завод : вчера, сегодня, завтра / Е. В. Логунов, Л. Б. Перминова, В. А. Шкерин. - Екатеринбург: Банк
культурной информации, 1995. - 40 с. : ил.
Статьи из сборников: - Индустриальное наследие Соликамска - соляные скважины / М. Богданов //
Соликамский ежегодник - 2010 : Информационно-краеведческий справочник по
городу Соликамску за 2010 год. - Соликамск, 2011. - С. 108-113.
Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006350/10013009/ Читать ещё по этой теме:
- Усть-Боровской солеваренный завод http://northural.ru/article/ust-borovskoy_solevarennyy_zav/
- Усть-Боровской солеваренный завод или как добывалась соль http://northural.ru/article/kak_dobyvalas_sol/
- Людмилинская соляная скважина http://northural.ru/article/lyudmilinskaya_solyanaya_skvaz/ - Рассолоподъемные трубы Яйвинского острожка
https://uraloved.ru/rassolopodemnye-trubi-yajvinskogo-ostrozhka
|