Давно это было. Тогда и рыбы по небу летали, и рыжики в огороде рядом с репой росли, а звери с людьми дружили: по большим праздникам из лесу в город приходили, и медведи на площади вместе с мужиками и бабами плясали.
Жили в те времена в нашем городе именитые люди купцы Строгановы. Именитыми их сам царь Пётр величал, потому что никаких дворянских и генеральских званий не хвататало, чтобы их важность обозначить, главнее их только царь и был. А богатые они были настолько, что Григория Дмитриевича Строганова царь Пётр звал своим кошельком, возил его всегда с собой и заставлял за корабли платить и за безделушки разные, и на войну у него денег брал, если воевать случалось.
А богатства свои Строгановы нажили тем, что торговали солью. По всему Предуралью — от Пермского края с Солью Вычегодской до Башкирии с Солью Камской — стояли их варницы добывался ими этот важный продукт для всей России. Да и в Нижегородской земле, в районе Балахны, соль добывалась. Соль ценилась в те времена выше золота, заготавливались с её помощью продукты впрок: рыба и мясо, грибы и капуста, всё солилось, дабы избежать порчи, холодильников и рефрижераторов не было. По всему берегу реки Волги, от Благовещенской слободы до Балчуга, земля принадлежала Строгановым, и стояли на ней склады соляные, лабазы да амбары.
Увековечили купцы Строгановы в нашем городе себя ещё тем, что возвели на нижней улице храм в честь Рождества Пресвятой богородицы, и стала называться улица с тех Рождественской, Это до сих пор одно из красивейших строений в нашем городе в совершенно неповторимом стиле, который называется строгановским. Да только с этой-то церковью и произошёл казус, который потом перешёл в легенды и который рассказывается разными людьми по-разному.
Проезжал случаем через Нижний Новгород царь Пётр, и ждали его братья Строгановы, чтобв в его присутствии освятить и открыть Рождестеенский храм для прихожан. Вроде бы хорошо праздник справился, да углядел царь Пётр в алтаре вдруг икону Христа Спасителя со знакомым ликом. А лик тот был его хорошего знакомца ещё с семнадцатого века — отца братьев Строгановых, Григория Дмитриевича, с которым царь всю Европу объездил и которого называл «своим кошельком». — Кто писал лики сии? — спросил царь. — Художник Каравакк, — отвечали братья, зная, что художник-француз любимчик царя. — Подать его сюда! — А он уж умотал в свою Италию, — отвечали братья, не догадываясь, что Каравакк в свите царёвой. Тогда ты за него ответчиком будешь, — сказал царь и указал на старшего брата Александра. — Надавайте ему батогов нещадно. — А как бить-то? — спросили царские слуги.
— Да вусмерть бейте, — распорядился царь. — Чай не Григорий Дмитриевич полно их братьев Строгановых.
А была мода в те времена у богатых людей держать для всяких казусов да бед про запас двойников, иногда даже несколько. Мало ли: послать на переговоры с разбойниками или в гости к кому, если самому не в мочь гулять да бражничать. У Строгановых тоже были двойники, держали они их взаперти, в потайных покоях, до крайнего случая. Покупали тех двойников Строгановы для себя каждый сам: ездили на специальную ярмарку в древний город Мологу, что стоял выше по Волге и затоплен был Рыбинским водохранилищем вместе с колокольнями и монастырями, торжищами и кладбищами. Знаменитая там была ярмарка, где холопы сами себя в рабство продавали.
Подставил тогда старший брат Строганов вместо себя под правёж батогами двойника, да и забили того царские слуги на смерть. Александр Строганов не знал, как ему быть с мертвяком: не хоронить же холопа в фамильном строгановском склепе. Спрятал он до поры труп холопа в соль, что бы не испортился, а сам через некоторое время сказался здоровым, мол, выдюжил царскую кару, выздоровел. А засоленного мужика усадил на специальное кресло и оставил как память о чудесном спасении у себя на главном соляном складе.
Много сказок про этого соляного человека было рассказано, да только не помнит никто, где точно тот строгановский соляной склад был. А помогал тот соляной
человек многим: и от смерти спасал, и от долгов, и от страстей пагубных,
только надо было с ним на складе вдвоём ночь просидеть.
Говорят, Пушкин, когда в Нижнем был, «голицынскую усадьбу» навещал. Тут он впервые услышал историю про тайну трёх карт и после этого, уже в Болдине, написал свою «Пиковую даму», прототипом которой была усатая старуха, княгиня Наталья Петровна Голицына.
Голицыны и Строгановы, две богатейшие русские фамилии, породнились в восемнадцатом веке, и в качестве приданого получили Голицыны большой участок земли вдоль Волги, на котором построили целый дворец, так называемую голицынскую усадьбу. Вроде как на этом месте и был тот склад «соляного мужика», потому что проигравшуюся в пух и прах в Париже княгиню Голицыну спас от позора и неминуемого разорения именно он, а не какой-то французский проходимец и шарлатан Сен-Жермен. Именно «соляной человек» рассказал старухе тайну трёх карт: «тройка, семёрка, туз». К нему она сюда приезжала за советом.
Помог «соляной мужик» и купцу Блинову, первогильдейному богачу. Он тоже на ярмарке Нижегородской солью торговал. И оставили ему раз на зиму запасы соли, которые для всей Москвы предназначались, на складах его на хранение. Предупреждал купец Блинов своих московских компаньонов, что весной склады затопит половодье: вода в те времена высоко поднималась, по улице Рождественской на лодках плавали. Позабыли москвичи про то предупреждение. А купец Блинов за несколько дней до ледохода взял всю соль да и вывез за город в потайные свои места. Волга в прежние времена всегда в один день вскрывалась — 14-го апреля. Поднялась вода, прошёл ледоход, ушла талая высокая вода — а склады пустые. Один «соляной мужик» сидит посреди досок разрушенного лабаза. А с купца Блинова взятки гладки — не виноват! Ну, московские-то товарищи его заподозрили кое в чём, но доказать не смогли. Хорошо, что хоть купец Блинов их выручил: якобы своею солью снабдил Первопрестольную, не случилось соляного бунта, а так ведь и до беды недалеко было. Как без соли-то Москва бы оказалась? Хотя кое-кто за тот «соляной скандал» и пострадал, но не Блинов — выкрутился. А всё потому, что с «соляным мужиком» посоветовался! Правда с тех воровских денег много чего полезного Блинов для города сделал: и водопровод городской, и «вдовий дом», и блиновский пассаж построил. Да что сейчас считать!
Последний раз «соляного мужика» видели в двадцатые годы прошлого века. Налепили детишки за зиму снеговиков разных да снежных баб, и стояли они расфуфыренные, с морковками место носов, людей смешили да радовали до самой весны. А в марте снег стал таять, и снеговики — тоже. К апрелю все чудные фигуры детские растаяли, одна только стоит, точнее — сидит, как мужик настоящий: в шляпе, в сапогах, в сюртуке, задумчивый такой и весь белый-белый. И тут дошло до горожан, что это — «соляной мужик», да только боялись к нему подходить без дела-то. А тут 14 апреля, лёд по Волге пошёл, половодье рекордное было: вода первые этажи по всей улице затопила. Потом вода ушла, а вместе с ней и «соляной мужик» пропал....
Автор: Олег Рябов
г. Нижний Новгород
Источник: Рябов, О. Соляной мужик / О. Рябов // Родина. - 2013. - № 2. - С. 57. - (Бывальщина). |