«Доктор Живаго» - широко известный роман выдающегося поэта и прозаика XX века Бориса
Пастернака. Трагическая судьба его героя, слившись с судьбой самого автора,
стала символом поколения, к которому они оба принадлежали.
Известно, что Борис Пастернак работал над книгой о русском интеллигенте и русской революции с 1946 по 1955 год. Он считал этот роман итогом своего творчества. Так и вышло. Роман поставил «точку» в литературной деятельности Пастернака.
В СССР роман издавать отказались. Помыкавшись с ним по редакциям «толстых» журналов и издательствам, Борис Леонидович не нашел иного выхода, как передать «Доктора Живаго» итальянскому издателю. В 1957 году вышла первая публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке. За ним последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания. В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Не только за роман, с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», в чем, безусловно, есть заслуга «Доктора Живаго». На родине Нобелевскую премию восприняли чуть ли не как награду за измену Родине. В печати развернулась натуральная травля автора. Пастернака исключили из Союза писателей, пригрозили высылкой из страны, завели уголовное дело по обвинению в измене Родине. На волне преследований Пастернак счел за лучшее отказаться от Нобелевской премии. Конечно же, «антипастернаковская кампания» сократила дни поэта. "Злополучный" для своего создателя «Доктор Живаго» в СССР был опубликован только в 1988 году. Первое издание состоялось на страницах журнала «Новый мир» в четырех номерах. Диплом и медаль Нобелевской премии получил сын писателя в 1989 году.
Значительная часть действия романа происходит в городе Юрятин, стоящем на крупной судоходной реке Рыньва. В романе Юрятин представляет символ русской провинции, бескрайней России, куда приезжают из столиц запутавшиеся, гонимые революцией персонажи. «Там, верстах в трех от Развилья, на горе, более высокой, чем
предместье, выступил большой город, окружной или губернский. Солнце
придавало его краскам желтоватость, расстояние упрощало его линии. Он
ярусами лепился на возвышенности, как гора Афон или скит пустынножителей
на дешевой лубочной картинке, дом на доме и улица над улицей, с большим
собором посередине на макушке.
"Юрятин!" — взволнованно сообразил доктор».
Сергей Прокудин-Горский. Пермь. Общий вид. 1910 год
Наиболее распространена версия, что под именем Юрятина скрывается Пермь. Косвенным подтверждением этого факта являются описанные в романе
«Юрятинская городская библиотека» и «дом с фигурами», в которых пермяки
могут узнать дом Смышляева (в начале XX века здесь действительно размещалась городская библиотека, ныне — городская библиотека им. Пушкина) и особняк Грибушина (ныне там находится Пермский научный центр Уральского Отделения Российской Академии Наук).
Меж тем незаинтересованным читателям романа ясно: Юрятин описан так, что подходит под половину российских городов:
"Дом, в котором жили Антиповы, находился в части города, противоположной пристани. Дом был последним на улице. За ним начиналось поле. Его пересекала железная дорога. Близ линии стояла сторожка. Через рельсы был проложен переезд".
"Заводы находились в двадцати пяти верстах к югу от
Юрятина, то есть в противоположную от нас сторону. Это было далекое
путешествие, и его приходилось совершать на лошадях. Мы ездили иногда туда в
гости, когда за нами посылали..."
Вообще с пермским краем Б. Л. Пастернака связывали особые отношения. В январе 1916 г. по приглашению главного инженера Б. И. Збарского он приезжает в уральский поселок Всеволодово-Вильва под городом Александровском Пермской губернии и устраивается на должность помощника по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности в конторе управляющего Всеволодово-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского.
По делам службы и в свободное время Пастернак много путешествует по краю: посещал Кизеловские шахты, Ивакинский карьер, станцию Копи, Березниковский содовый завод «Любимов, Сольвэ & К», Усолье и Соликамск.
Уральские индустриальные пейзажи он сравнивает в письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. с «маленькой промышленной Бельгией».
К уральским картинам, подробностям быта Б. Л. Пастернак будет возвращаться всю свою жизнь. Так героиня «Детства Люверс» родилась и выросла в Перми, действие «Повести» происходит в Усолье, роман «Записки Патрика» открывается сценами, в которых угадываются Соликамск и окрестности Всеволодо-Вильвы.
Многие литераторы в романе «Доктор Живаго» проводят параллель между Соликамском и городом Крестовоздвиженск: где в ряде объектов узнаются Соликамские улицы и здания.
"Стояли города, села, станки. Город Крестовоздвиженск...
Тракт пролегал через них,
старый-престарый, самый старый в Сибири, старинный почтовый тракт. Он,
как хлеб, разрезал города пополам ножом главной улицы, а села пролетал
не оборачиваясь...
За рекой на еще более крутой высоте показывалась кирпичная стена
Воздвиженского монастыря. Дорога низом огибала монастырский косогор и в
несколько поворотов между задними дворами окраины пробиралась внутрь
города. Там она еще раз захватывала край монастырского владения на
главной площади, куда растворялись железные, крашенные в зеленую краску
монастырские ворота...
Привозная площадь была величиной с большое поле. В прежнее время по
базарным дням крестьяне уставляли её всю своими телегами. Одним концом
она упиралась в конец Еленинской. Другая сторона по кривой дуге была
застроена небольшими домами в один этаж или два. Все они были заняты
амбарами, конторами, торговыми помещениями, мастерскими ремесленников.
Здесь, в спокойные времена, бывало, за чтением газеты-копейки восседал
на стуле у порога своей широченной, на четыре железных раствора
раскидывавшейся двери, грубиян-медведь в очках и длиннополом сюртуке,
женоненавистник Брюханов, торговавший кожами, дегтем, колесами, конской
сбруей, овсом и сеном. Здесь на выставке маленького тусклого оконца
годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами
и букетиками, свадебными свечами. За оконцем в пустой комнатке без
мебели и почти без признаков товара, если не считать нескольких
наложенных один на другой вощаных кругов, совершались тысячные сделки на
мастику, воск и свечи неведомыми доверенными неведомо где проживавшего
свечного миллионера. Здесь в середине уличного ряда находилась
большая в три окна колониальная лавка Галузиных. В ней три раза в день
подметали щепяшийся некрашеный пол спитым чаем, который пили без меры
весь день приказчики и хозяин. Здесь молодая хозяйка охотно и часто
сиживала за кассой. Любимый её цвет был лиловый, фиолетовый, цвет
церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся
сирени, цвет лучшего бархатного её платья, цвет её столового винного
стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося
дореволюционного девичества России казался ей тоже светлосиреневым... Здесь
на углу, рядом с лесным складом стоял старый, рассевшийся на четыре
стороны, как подержанный рыдван, двухэтажный дом из серого теса. Он
состоял из четырёх квартир. В них было два входа, по обоим углам
фасада. Левую половину низа занимал аптекарский магазин Залкинда, правую
— контора нотариуса. Над аптекарским магазином проживал старый
многосемейный дамский портной Шмулевич. Против портного, над нотариусом,
ютилось много квартирантов, о профессиях которых говорили покрывавшие
всю входную дверь вывески и таблички. Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. Здесь держали фотографию компаньоны Жук и Штродах, здесь помещалась гравировальня Каминского".
Ещё труднее в этом же романе отыскать точный прототип уральского имения
Варыкино, в
котором семья Юрия Живаго пыталась спастись от страшной современности.
Точно можно сказать только, что в описании Варыкина отразились
впечатления от жизни самого Пастернака в заводском посёлке
Всеволодо-Вильва в 1916 году и поездок по его окрестностям. Позднее
месяцы, проведенные здесь Пастернак назовет одним из лучших времен своей
жизни.
Есть версия о том, что Юрятин — вовсе не Пермь, а собирательный
образ сразу трех городов: татарской Елабуги и Тихих Гор (ныне вошел в
состав города Менделеевск) и удмуртского Сарапула. Этому предположению
тоже находятся доказательства — с именами, улицами, домами,
историческими фактами. Но это уже совсем другая история...
Источник:
https://rewizor.ru/literature/reviews/gde-nahoditsya-uryatin-iz-romana-borisa-pasternaka-doktor-jivago/
Литература: - Бординских, Г. А. Соликамск литературный : [сб. произведений] / Г. А.
Бординских, Е. И. Бакланова ; [лит. ред. Р. Я. Бординских ; худож. ред.
В. К. Бадалов]. - Соликамск : Типограф, 2006. - 122 с. : ил. -
(Историческая серия "Путешествие по Соликамску").
- В поисках Юрятина : лит. прогулки по Перми / [Фонд "Юрятин" ; ред. В. Абашев]. - Пермь : Звезда, 2005. - 255 с.
- Ваксман, С. И. Путеводитель по Юрятину. - Пермь : Кн. мир, 2005. - 141 с.
- Пастернак,
Б. Л. «Тут чудно хорошо...». Стихи и письма из Всеволодо-Вильвы / Б. Л.
Пастернак. - СПб.: Маматов, 2011. - 112 с. : ил.
- Пастернак, Б. = PasternakBoris «Я на той же улице старинной...» Путешествие из Перми в
Юрятин = „Geh die gleiche alte Gasse nieder..." ReisevonPermnachJurjatin / Б. Пастернак
= Boris Pasternak ; [на
русском и немецком языках ; издание подготовил А. О. Филиппов] - Москва : Центр книги
Рудомино, 2012. — 368 с.
|