Художественно-ремесленные навыки хозяек в Пермской губернии находили
проявление в ткачестве (например, ткали половики), вышивании полотенец,
вязании варежек с узорами. Так в Среднем Прикамье была развита техника
набора тканого узора в орнаментации полотенец, а базовым узором была
вышивка крестом. Традиционный геометрический орнамент как живое явление
сохранился в северном Прикамье - у коми-пермяков (пояса, полотенца) и у
старообрядцев Верхокамья (пояса). Преобладающие элементы этого типа
орнамента — ромбы, а также ромбы с продолженными сторонами, ромбы с
прямыми отростками («гребешками»).
В цветовой гамме уральских
вышивок использовался красный и черный цвет. Чаще всего узоры
выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону.
Вышивкой украшали полотенца, подзоры на кровать, позднее, в начале XX
века она появилась на традиционных женском и мужском костюмах (рубахи,
передники).
Вышивальные мастерские существовали в городах при
женских монастырях, где обычно богатые невесты заказывали приданое. В
XVIII веке вышиванием занимались и знатные женщины, и крестьянки, и
специально обученные мастерицы при монастырях.
Известно, что
вышивкой украшались одежда духовенства и церковные предметы. При этом
церковная вышивка отличалась по применяемым материалам и технике. В
Государственном архиве Пермского края на хранении находятся документы,
любопытные не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения
истории вышивки. «Дело о пожаловании императрицей Екатериной II
церковного облачения для ризницы Пермского Петропавловского собора» из
фонда Пермского наместнического правления, датированное 1782 годом
включает в себя реестр (список) присланных одеяний и утвари с подробным
описанием предметов.
Одеяния были украшены «позументом золотным
широким и узким». Вышивать драгоценными нитями впервые начали на
Востоке. Нити для вышивки делали из чистого золота и шитье именовали
«золотым». Со временем золотую проволочку толщиной с волос стали
накручивать на льняную или шелковую основу. Такие нити назывались
прядеными. К X веку широкое применение получили пряденые нити из
позолоченного серебра, и вышивку переименовали в золотную. Как правило,
для золотого шитья применялись металлизированные золотые и серебряные
нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал
(металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в
спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, драгоценные камни, бисер,
пайетки.